Образец рассказа «страшный зверь»
Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.
Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
ЗАНЯТИЕ № 17
Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям вопросы по содержанию картин.
Ход занятия. ВОПРОСЫ
Когда это было? (Первого сентября.) — Куда шёл Петя? — Кто шёл вместе с ним? — Что нёс Петин пёс? — Где он шёл? — Видел Петя свою собаку или нет? — Кого повстречал Петин пёс Дружок? — Что было в зубах у чёрной собаки? — Что собаки сделали? — Видел Петя, что собаки поменялись? — Что принесёт Дружок в школу? — Что скажет Петя своей собаке? — Надёжным помощником оказался Дружок?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Изменение одного существительного по падежам
Существительное портфель добавляется в предложение в нужном падеже.
Петя нёс в школу...
Петя привык к своему...
Пёс Дружок обменял Петин...
Остался Петя без...
Теперь Петя будет ходить в школу с новым...
2. Составление предложений по опорным словам
Петя — Дружок — школа. Дружок — портфель — школа. Дружок — встретить — Черныш. Дружок — Черныш — поменяться. Дружок — косточка. Черныш — портфель. Дружок — школа — косточка. Друзья — смеяться — косточка. Петя — ругать — Дружок.
3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК»
Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном составлении рассказа.
Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и — поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок!
ЗАНЯТИЕ № 18
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ
В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ
Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.
Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.
РАССКАЗ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА»
Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа нашёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстроился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! — говорит ему Лена.
— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на
одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело.
А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я
понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Когда это было? — Куда пошли Лена и Серёжа? — Кто они друг другу? — Кто старше? — Кто младше? — Сколько грибов собрала Лена? — Сколько грибов собрал Серёжа? — Почему Серёжа расстроился? — Что сказал Серёжа? — Почему он так сказал? — Что ему было обидно? — Что Лена сказала брату? — Почему она так сказала? — Ей действительно было тяжело? — Поняла Лена обиду брата? — Стала она смеяться над ним? — Позаботилась Лена о братике? — Что сказал Серёжа сестре?
— Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? — Заботливой сестрой оказалась
Лена? — Какая ещё девочка Лена? — Как лучше учить другого человека: добром или
злом? — Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку? — За что
Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подбор нескольких определений и включение их в предложение
При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какие грибы собирала девочка? — Девочка собирала большие, красивые, крепкие грибы.
— Какая девочка Лена? (Заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.)
— Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний.)
— Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, съедобные.)
— Какой девочкой была Лена? — В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами? — Каким мальчиком был Серёжа? — В каком лесу дети собирали грибы?
К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений с несколькими определениями».
2. Составление предложений по опорным словам
Дети — лес — грибы. Лена — корзинка — грибы.
Серёжа — два гриба. Бросил — упал — заплакал.
Послушал — успокоился — говорит.
3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины
ЗАНЯТИЕ № 19
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ