Проект, разрабатываемый сторонниками НЛП и пикаперами

Любовь одна, подделок под нее – тысячи.

Франсуа Ларошфуко

Вначале маленькая справка для тех читателей, которые не знакомы с аббревиатурой НЛП. Так принято называть нейролингвистическое программирование – направление в практической психологии, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Основы НЛП были разработаны Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, и Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в шестидесятые годы двадцатого столетия в Калифорнийском университете США.

Все написанное в предыдущем абзаце звучит вполне научно и очень солидно, рождено уважаемыми специалистами, опубликовано в энциклопедиях, но на сегодняшний день академическим сообществом официально не признано. Уже давно идет безрезультатное сражение между сторонниками и критиками НЛП. Они разделились приблизительно на две равных группы, одни ученые утверждают, что это чистой воды жульничество, другие ставят вопрос относительно этичности применения этих разработок, признавая тем самым эффективность воздействия на людей.

Активную позицию по этому вопросу занимают представители Православной церкви, считающие, что использование НЛП неприемлемо, поскольку отношения между людьми становятся средством достижения личного успеха взамен жертвенной любви к своему ближнему. По мнению священнослужителей засекреченные в своё время методы нейролингвистического программирования, приняты на вооружение различными сектами для того, чтобы эффективно и более научным путём зомбировать своих адептов. Согласно «Православной энциклопедии», нейролингвистическое программирование используется в целях воздействия на подсознание сектантов, манипулирования их личностью, а эффекты психотехник выдаются за «нисхождение благодати».

Тем не менее, у НЛП миллионы поклонников. Оно активно используется организациями, занятыми обучением персонала, частными и государственными компаниями в психологических тренингах для сотрудников, различными спецслужбами при подготовке агентов. Ежегодно о техниках и приемах нейролингвистического программирования издается огромное количество популярной литературы.

Действительно, нейролингвистическое программирование пока еще не подтвердило своей значимости в качестве самостоятельной научной теории, но многие практикующие психологи выступают в его поддержку и считают отдельные приемы, разработанные в рамках НЛП весьма действенными. Я с ними в этом полностью согласен, не смотря на все возражения представителей академической науки.

Ученые мужи иногда забывают, что психология не математика, а наука весьма специфическая, в ней дважды два не всегда дает в результате четыре. Более того сегодня две составляющие могут успешно сложиться, а завтра по каким-то причинам эмоционального характера они вообще не совместимы. Да и результат практически ни когда не бывает равным точно «четырем» в силу различных личностных и социальных причин он может быть как большим, так и значительно меньшим.

В психологии, с практической точки зрения, очень важно замечать и систематизировать закономерности, которые срабатывают не только на сто процентов, но и дают положительный результат в более чем в половине случаев. При этом необходимо детально фиксировать и в дальнейшем учитывать индивидуальные психофизиологические факторы, образование, социальный статус человека и многое другое, связанное с процессом воздействия на его психику.

Проще говоря, если вы пригласите на мероприятие, проводимое представителями фирмы, использующей специальные приемы НЛП, профессиональных коммивояжеров и попробуете всучить их кофемолку оригинальной конструкции, то результат будет отрицательный. Эти ребята обладают соответствующими чертами характера, знаниями и опытом, чтобы не поддаться влиянию людей, использующих даже самые современные технологии.

Но делать на основании этого вывод о неэффективности нейролингвистического программирования, по меньшей мере, глупо. Соберите через час в этом зале пенсионерок, повторите всю программу один в один, и результат будет совершенно противоположный. Причем, для сравнения, можно организовать и еще одно контрольное мероприятие, ограничивающееся зачитыванием пожилым дамам стандартной рекламы, но в этом случае, как и в первом, вы не заработаете даже на аренду помещения.

В интимно-личностном общении все гораздо сложнее. Любовь – это не продажа ширпотреба, где все четко и ясно. В торговом бизнесе, когда несколько человек, из десятка обрабатываемых, купили навязываемую им безделушку, проведенное мероприятие принято считать успешным. В случае завоевания чувства «покупатель» только один, и если он не приобрел предложенный «товар», то для «продавца» это эмоциональная катастрофа, так как результат сделки оценивается не количеством полученных денег, а годами счастливой жизни.

Как показывает практика, на одних людей приемы нейролингвистического программирования действуют очень слабо, а другими несложно манипулировать и они об этом даже не будут догадываться. Авторы книг по НЛП сумели убедить читателей в действенности описанных ими приемов, но не научили анализировать конкретные ситуации, в которых эти техники применяются. В наше время многие продвинутые юноши и девушки, начитавшись соответствующей литературы, кинулись беспорядочно «отражать», «устанавливать якоря», и все безрезультатно.

Нельзя слепо следовать даже такому многократно проверенному приему как «отражение» – имитация речи, движения, стиля одежды партнера. Часто бывает, что человек неявно комплексует, из-за своего меланхоличного темперамента, неуклюжести, манеры одеваться. Его постоянно тянет к веселым, энергичным и нарядным людям. В этой ситуации просто глупо на роль самого близкого человека навязывать ему двойника. Похожие люди могут очень комфортно общаться в сфере бизнеса, а вот для чувства любви требуется нечто большее.

Если в качестве «якоря», для закрепления памятных моментов общения использовать музыкальную реп-композицию, которую девушка похвалила просто из вежливости и уважении к вкусам партнера, оставаясь в душе преданной поклонницей классической музыки, эффект будет обратный ожидаемому. Только тщательный и детальный анализ базовых психологических характеристик партнера, его увлечений и привычек, позволяет эффективно использовать технологии нейролингвистического программирования.

Как тут не вспомнить анекдот из серии о поручике Ржевском. Однажды ему попалась на глаза книга о правилах хорошего тона, в которой он прочитал какие темы нужно обсуждать с дамами, если необходимо произвести на них хорошее впечатление. Разговор в первую очередь должен идти о животных, о погоде, о музыке и только затем о любви.

Естественно, Ржевский не замедлил воспользоваться советами и направился к симпатичной девушке, прогуливающейся по аллее парка с небольшой собачкой. «Какой у вас мелкий зверек», – сказал поручик и пнул собачку сапогом, после чего произнес «Низко полетела, видно к дождю, пойдем ко мне домой там есть барабан, и мы займемся любовью».

Заметьте, все соответствует писаным правилам. Состоялся разговор о животных, погоде, музыкальных инструментах, вот только выполнение книжных советов в соответствии с имеющимся в наличии воспитанием и образованием превратило заранее спланированную беседу в хамский диалог. К счастью, в реальной жизни дело до такого абсурда не доходит, хотя интеллектуальный уровень многих современных Дон Жуанов и не очень высок.

Сегодня, научный подход к поиску взаимопонимания с предполагаемым партнером, освоению всевозможных техник НЛП, других приемов и методик, демонстрируют не отвергнутые влюбленные, а вполне успешные молодые люди, именующие себя пикаперами. Термин «пикап» произошел от английского «pick up» – познакомиться, и означает знакомство с целью соблазнения. В более благопристойном варианте это звучит как комплекс мер и действий, предназначенный для эффективного привлечения объекта противоположного пола.

В Западных странах и государствах СНГ издано множество книг на эту тему, ежегодно проводится неисчислимое количество тренингов, открыты школы, создана масса сайтов. И как это бывает в нашей жизни, кто-то развивает идею во имя чистого искусства, а кто-то просто зарабатывает себе на «хлеб с маслом», используя для этого не столько научные достижения, сколько чужие комплексы.

Новоявленные гуру готовы сразу пообещать все и всем, информационное поле переполнено сообщениями: «Пикап – это мастер-класс по умению становиться мужчиной ее мечты. Страшная тайна, на которой базируется пикап: все девушки и дамы мечтают быть соблазненными, но не кем придется, а настоящим мастером. Пикап представляет набор методов и приемов, позволяющих увлечь собственной персоной любую женщину: быстро и с гарантией стопроцентного успеха». Вот так, со стопроцентной гарантией и не как не меньше!

Для натур более одухотворенных и романтичных найдутся и такие слова: «Пикап – это не банальный инструмент для удовольствия, пикап – красивая жизненная философия. А правильное соблазнение – взаимный процесс, доставляющий удовольствие и мужчине, и женщине. Пикап – безотказный инструмент по управлению собственной жизнью. Недаром удача, доля, фортуна на всех языках мира носят женские имена. Соблазнение женщины – первый шаг к соблазнению своей судьбы и взаимному с ней роману, бурному и счастливому».

Бурный и счастливый роман, это уже, как говорится, «теплее» и ближе к интересующему нас вопросу, связанному с чувством настоящей любви. Действительно многие мужчины через попытку соблазнения понравившейся женщины открывают в ней неожиданно для себя такие качества, которыми дорожат всю оставшуюся жизнь.

При этом некоторые люди, подошедшие к проблеме соблазнения с научной точки зрения, вдруг обнаруживают в себе и уникальные способности к общению с противоположным полом. Они у них были всегда, но по незнанию не использовались для завоевания чувств. От этого, особенно у юношей с несформировавшейся жизненной позицией просто «сносит голову» и они устраивают из интимных отношений спортивное соревнование на скорость соблазнения.

Думаю, что философию пикапа можно описать широко известной поговоркой: «Смелость города берет». Со смелостью все понятно, но я хочу обратить ваше внимание на слово «берет». В интимно-личностном общении как на войне захватить город и удержать его это две большие разницы, требующие различной стратегии и ресурсов. Вся стратегия пикапа и привлекаемые им ресурсы рассчитаны только на кратковременный захват «поселения».

В любви важно не просто взять «город», чтобы затем разграбить, главная цель удержать его за собой на долгие годы. Для этого не разрушать уже существующие постройки надо, а проектировать и возводить новые более красивые и совершенные. Здесь одной смелости мало, и силы недостаточно, необходимо созидательное трудолюбие, умение плодотворно общаться с жителями «города», постепенно превращая их в своих союзников.

Может я и несправедлив, но мне кажется, что большинство самодеятельных пикаперов, в своем мастерстве, не очень далеко ушли от уже упомянутого Ржевского. Чаше всего они добиваются результата не за счет специальных знаний и системного подхода, а напором и количеством попыток. Любители анекдотов хорошо знают историю о том, как поручик обучал молодого корнета завоевывать внимание дам.

В благопристойном пересказе этот выглядит так. Юный корнет пришел к известному покорителю сердец поручику Ржевскому с просьбой научить его добиваться взаимности у женщин, которые его совершенно не замечают. «Мой милый друг», сказал ему Ржевский, «секрет очень прост, достаточно наклонится к даме и тихо шепнуть ей на ушко можно я вас «употреблю» и все». Радостный корнет побежал на бал, чтобы реализовать на практике полученные от поручика знания. Однако вскоре вернулся с побитой физиономией и пожаловался Ржевскому, что действовал согласно его совету, но каждый раз получал только пощечины. На что поручик ему ответил: «Все правильно, так и должно быть, раз десять дадут по морде, но один разок и желаемое получишь».

Уверен, кто-то обвинит меня в пошлости и скажет, что два анекдота подряд о Ржевском этоявный перебор, но не я один ссылаюсь на бравого поручика. Анекдоты о Ржевском активно используются в качестве примеров на психологических семинарах и тренингах по маркетингу. Мне уже не один раз приходилось говорить о том, что в анекдотах как в пословицах и поговорках, заключена народная мудрость, которую необходимо использовать не только в быту, но и в сфере просветительской деятельности.

После лавины критики, обрушенной мной на бедных пикаперов, пора чистосердечно признаться, что в молодости я сам принадлежал к их числу. Правда, в то время этот термин не использовался, соответствующей литературы не было, а о специальных тренингах даже и речь не шла. В те годы в СССР все приходилась постигать самостоятельно путем проб и ошибок.

Но у меня было огромное желание познать законы, которым подчиняются взаимоотношения людей. Интерес к психологии общения я почувствовал достаточно рано и по мере взросления он все больше увеличивался. В те моменты, когда неведомая сила тянула к представительницам противоположного пола, сознание требовало четкого ответа, почему это происходит, почему одни девушки вызывают восхищение, а другие абсолютно безразличны.

В юности судьба поместила меня в уникальную социальную лабораторию с неограниченным человеческим материалом, пригодным для исследований и экспериментов. Это учреждение относилось к сфере культуры и неофициально называлось «Корчи».

Проще говоря, это была открытая танцевальная площадка одна из самых больших в бывшем Советском Союзе. Располагалась она в лесопарке города Минска окруженная десятком машиностроительных предприятий, в том числе такими гигантами белорусской промышленности как тракторный и автомобильный заводы.

По вечерам на ней собирались тысячи человек послушать музыку в исполнении полупрофессионального ансамбля, потанцевать, а главное найти себе партнера, может на один вечер, а может и на всю оставшуюся жизнь. В связи с отсутствием в то время ночных клубов и дискотек, танцплощадки были тем местом, где могла встречаться молодежь для отдыха и неформального общения.

Там были представлены все социальные слои общества: рабочие и инженеры близлежащих заводов, студенты высших учебных заведений, учащиеся техникумов, профессиональных училищ и школ. Это разнообразие дополняли члены цыганской общины из расположенного неподалеку поселка и уголовный «элемент», коротающий время перед очередной отсидкой.

Шесть вечеров в неделю народ веселился, знакомился, влюблялся, крутил романы. В подогретой алкоголем толпе обнажались первобытные инстинкты, вспыхивали десятки ссор и драк. Здесь необходимо пояснить, что в те времена молодые рабочие – это, как правило, недавние сельские жители, обитатели десятков общежитий, организованных по половому признаку – мужские и женские отдельно. Для них Корчи были и смотринами и брачным агентством – местом, где знакомились, влюблялись, создавали семьи.

Некоторых моих друзей напрягала эта атмосфера любви и агрессии, но мне она нравилась и напоминала весенний гон самцов, когда они красуются перед самками и дерутся за их внимание. Естественно, что и я старался показать себя «с лучшей стороны», отстаивая свои права кулаками. Но при этом всегда стремился понять, чем обыкновенная с виду девушка так привлекла меня и моего конкурента, почему мы готовы драться до крови только за то, чтобы проводить ее домой? От чего все это зависит? Можно ли это изменять по своему желанию?

Получить ответы на свои вопросы я пытался путем опроса лиц женского и мужского пола, имеющих наибольшую популярность у окружающих. Это самодеятельное исследование базировалось на сочетании приятного с полезным. Практически каждый вечер я знакомился с новой девушкой, и отправлялся провожать ее домой, задавая по дороге интересующие меня вопросы. Если ответы были интересными или возникала взаимная симпатия, то такое провожание затягивалось до самого утра.

Но иногда я даже забывал спросить у девушек имя. Как сейчас помню их удивленные глаза, смотрящие на странного парня, который не поленился ехать на глухую окраину города, а затем прощался и уходит, не назначив свидания и не спросив номер телефона. Меня и тогда и теперь не привлекают женщины, которых нельзя потрогать руками, а поговорить с ними не о чем. Так зачем напрасно тратить время? С ребятами было проще, ответы на все интересующие вопросы удавалось получить, не выходя за пределы танцплощадки.

Особенно хочется подчеркнуть физиологическую объективность тех давних юношеских исследований, проводившихся в обстановке всеобщего равенства. Представьте, что сегодня к ночному клубу подъезжает шикарный лимузин, из которого выходит страшненький и хилый юноша и в сопровождении телохранителей шествует в VIP зону. Гарантирую, большинство присутствующих девушек, будут рады и даже почтут за честь пообщаться с ним.

Зато на «Корчах», куда вся публика прибывала на автобусах, трамваях или просто пешком, юноша с такими физическими данными весь вечер жался бы в темном уголке. Осмелься он пригласить одну из наиболее красивых девушек на танец, легко предположить, чем бы это закончилось. Вариантов немного, от простого отказа девушки, до значительных травм, причиненных ее кавалером или тем, кто хотел бы им стать.

Естественно, что и в те времена в отношениях присутствовали корыстные интересы, но их было гораздо меньше. Сказывалась государственная политика, реализующая равенство на минимальном уровне потребления. Все были одинаково одеты в синие застиранные джинсы. У работающей молодежи был близкий уровень заработной платы и сходные жилищные условия, коренные горожане ютились с семьями в типовых малогабаритных квартирах, приезжие – на койках в общежитиях.

На этом фоне основными факторами повышенного внимания противоположного пола были природные данные: красивое лицо, стройное и сильное тело, яркие черты характера и интеллект. Хотя если честно, надо было еще очень постараться, чтобы тебе дали возможность этот интеллект в полной мере проявить. Я не считаю время, проведенное в той давней тусовке напрасно потраченными годами своей жизни. Как говорил Фома Аквинский: «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».

Некоторым теоретикам, занимающимся вопросами общения, прежде чем давать советы об исключительной духовности любви, полезно было бы пожить в обществе людей, приходящих к данному чувству через животное влечение и удовлетворение первобытных инстинктов, окунуться до самого дна в сопутствующую этому атмосферу насилия, и почерпнуть хоть немного практических знаний. Вбитые в голову тяжелыми кулаками альфа самцов, они хорошо усваиваются.

То, что было в молодости, давно прошло. Я бы многое отдал, чтобы хоть на один день снова стать любознательным парнем по кличке Женька-интеллигент с широко открытыми глазами на прекрасный и загадочный мир, но это невозможно. Зато теперь я знаю ответы на вопросы, которые когда-то меня мучили, и даже делюсь этой информацией с другими. Книга о «Формуле любви» попала в библиотеки сайтов, посвященных пикапу, и я чувствую свою ответственность за то, как будет использована, размещенная в ней информация.

Молодежи всегда полезно больше узнать о реальных, научно-обоснованных факторах, влияющих на взаимоотношения полов. Я не консервативен и не отношусь к противникам внебрачных связей. Без гармонии в сексе семейная жизнь часто несчастлива, именно поэтому во всех нюансах половых отношений желательно разобраться заранее.

Но если добрачное сексуальное общение заключается не во взаимном познании и осмысленном удовлетворении определенных потребностей, а основано на манипулировании чувствами одного из партнеров, с целью коллекционирования сомнительных побед, то я категорически против таких связей.

Природу не победить, пикаперы были и будут всегда, независимо от того, как общество называет таких мужчин. Единственное, что можно сделать, с целью уменьшить негативные последствия их деятельности это разработать моральный кодекс «покорителя женских сердец», который каждый уважающий себя член сообщества будет соблюдать. Если бы я был идеологом пикапа, то уже бы давно, по примеру врачей и масонов, написал соответствующую клятву и придумал красочный обряд посвящения. При этом нарушители общепринятых правил должны с позором изгоняться из клубов и школ пикапа, а их посты и аккаунты нещадно удалятся со страниц соответствующих сайтов.

С моей точки зрения абсолютно не допустимо: соблазнять девственниц, использовать алкоголь и наркотические средства, применять даже минимальную физическую силу, шантажировать угрозами о разглашении интимной информации и видео материалов.

Крайне аморально с целью соблазнения вызывать чувство любви. Помните как у Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» «Мы в ответе за тех, кого приручили». Последствия таких деяний остаются на совести человека до конца его грешной жизни. Но особенно важно не лгать, о своей любви и готовности жениться. Это не просто безнравственно, это непростительная подлость.

Практически все авторы книг по пикапу и творцы печатных пособий для «стерв» – представительниц женского пикапа с материальным уклоном, не предлагают своим последователям соблюдать моральные и этические нормы поведения по отношению к потенциальным жертвам. Давая в руки молодежи психологическое оружие, даже слабо заточенное и плохо стреляющее, они меньше всего задумываются о последствиях его применения. К сожалению, не каждый автор, пишущий на тему взаимоотношения полов в полной мере осознает ответственность за результаты своего труда, и это крайне печально.


Наши рекомендации