Проект, разрабатываемый педагогами
Образование – это то, что остается после того,
когда забываешь все, чему учили в школе.
Альберт Эйнштейн
Ох уж это образование и всеобщая средняя школа, средняя во всех своих проявлениях! Сколько о ней сказано слов, как хороших так и не очень лестных, но и без нее нам нельзя, хотели бы мы этого или нет. Есть отдельные гении, обучающиеся по индивидуальным программам, а рядовым обывателям от базового образования еще долго никуда не уйти.
Мы будем грызть гранит науки строго в тех пределах, которые установили государственные мужи, сидящие в соответствующих ведомствах. А если чьи-то интересы и индивидуальность не вписываются в установленные рамки, то их быстро усреднят, как в старом анекдоте об автоматическом устройстве для бритья. На вопрос о том, как оно работает, ведь форма лица у людей разная, его создатели гордо отвечают, что это неважно и имеет значение только до первого бритья, а потом лица у всех уже одинаковые.
Сегодня в системе образования планы занятий по психологии взаимоотношения полов построены на основе типовых, когда-то давно разработанных и утвержденных методик. Они в своей основе не ориентированы на индивидуальные особенности конкретной личности. Но психология это не физика, с четко сформулированными для каждого явления природы законами, и тем более не математика с единожды и навсегда доказанными теоремами.
Обобщенные рекомендации учителей просто не находят отклика в душах подростков потому, что каждый из них все происходящее чувствует и переживает в меру особенностей своего темперамента, характера и воспитания. Педагоги вместо того, чтобы научить ребят анализировать доминирующие у них влечения и потребности объяснить, как эти знания можно использовать в общении с близким человеком, пытаются навязывать готовые решения.
В свое время специалисты из Национального института образования Республики Беларусь усердно рассматривали вопрос о возможности использования моей книги «Формула любви: теория и методика применения» в качестве факультативного материала для учеников старших классов средних школ и студентов вузов.
Но, несмотря на длительное обсуждение найти решение, устраивающее обе стороны, не удалось. В итоговом письме заместитель министра образования, выступивший арбитром в нашем споре, сообщим мне, что особых претензий к данной книге нет, но знакомиться с ней учащимся будет удобнее не в подконтрольных министерству учреждениях, а в сотнях интернет библиотек, где эта книга представлена во множестве электронных форматов.
Все это очень напомнило ситуацию, которую я однажды наблюдал на набережной курортного города Гагра, расположенного на кавказском побережье Черного моря. В советское время местная милиция вершила там правосудия, исходя из своего понимания справедливости.
Когда один из отдыхающих пожаловался проходящему мимо служителю закона, что после покупки пачки сигарет ему не дают с рубля положенную сдачу. Милиционер сказал: «Сейчас разберемся, давай сюда эту пачку». Затем подойдя к ларьку, потребовал у продавца передать ему уплаченный за товар рубль, поле чего произнес, обращаясь к приезжему: «Вот тебе назад твои деньги и больше здесь никогда не покупай, а ты получи обратно свои сигареты и ничего ему не продавай».
У чиновников, трудящихся на ниве образования, давно сложилось мнение, что хороши и достойны внимания, только учебники, брошюры и методические материалы, выпущенные государственными структурами. Все остальное лучше запретить или отредактировать до полной потери авторской идеи. В целом это понятно, иначе как обосновать свою немалую численность и право на кусок бюджетного пирога. Да и подстраховаться не мешает, а вдруг какая-нибудь крамола проскочит, так и теплого места можно лишиться.
Удивительно было читать замечания людей с докторскими степенями, о том, что самый большой недостаток познавательной книги, ориентированной на широкий круг читателей это неверно составленный раздел «Библиография». Конечно, в научных работах им разбираться проще, цитата и сразу ссылка. А тут рецензентам непонятно, где свои идеи развил автор, а где сослался на мнения признанных авторитетов. Наверное, поэтому большинство остальных замечаний касалось не моих слов, а мыслей и высказываний людей давно уже признанных классиками в своих областях знаний.
Но особенно меня удивила критика, связанная с упоминанием нейролингвистического программирования. Действительно, НЛП – это серьезное оружие в умелых руках. Но кто сказал, что оно не может быть использовано во благо, с целью примирения партнеров и сохранения угасающих чувств? Более того знание основ НЛП просто необходимо современному подростку, чтобы в нужный момент распознать эти приемы при попытке им злонамеренно манипулировать.
Похоже, педагогам старой закалки не известен даже такой термин как «пикапер», не знают они и о существовании сотен клубов, члены, которых устраивают охоту на беззащитных девчонок с использованием приемов НЛП. Именно поэтому наша молодежь должна быть не просто проинформирована, она обязана детально знать об оружии, направленном в их юные сердца. В следующей главе мы подробнее поговорим на эту тему.
Просто интересно, сколько еще должно пройти времени, пока бабушки и дедушки от педагогики начнут жить в реальном мире. Статистика уже давно определила, что современные подростки начинают половую жизнь в четырнадцать лет. Мне как отцу, это естественно, не нравиться, но я реалист и трезво оцениваю сложившееся положение вещей, в отличие от официальных лиц. Они почему-то считают, что для повышения нравственности молодежи все связанное с проявлениями ранней сексуальной жизни обязательно надо замалчивать.
С точки зрения инженерии это похоже на то, как если бы при появлении на улицах первых автомобилей, ответственные за порядок в городах специалисты сделали вид, что проблемы не существует. Точнее она имеется, но рядовым участникам дорожного движения об этом знать не положено. Обсуждение данной темы разрешено только избранным людям, для написания ими научных статей и диссертаций.
И это вместо того, чтобы немедленно разрабатывать и внедрять правила движения для водителей и пешеходов, устанавливать разумные ограничительные меры, скоростной режим, разметку пешеходных дорожек, светофоры. Благо, что вопросы, связанные с техническим прогрессом человечества находятся в надежных руках инженеров, иначе автомобили до сих пор ездили бы по тротуарам. Я, конечно, все преувеличиваю, но иногда мне кажется, что многое в нашей педагогике выглядит именно так.
Но давайте вернемся к основной теме нашего разговора и посмотрим, что говорят о чувстве любви школьные педагоги, и сделаем это на примере методики, рекомендованной в качестве образцовой. Посетим урок с темой «Влюбленность или любовь», где учителю поставлена задача: «Показать учащимся уникальность чувства любви каждого человека». Мы не будем высиживать сорок пять минут, слушая общие рассуждения под аккомпанемент рекомендованных для этого занятия магнитофона, компьютера и мультимедиа проектора, а сразу перейдем к рассмотрению знаковой информации, которую они несут слушателям.
Чтобы понять ее суть, внимательно изучим слайд с плакатом под названием: «Основные отличия влюбленности от любви». Утверждающий, что если роман начинается быстро – минуты, часы, дни – это только влюбленность. А вот если медленно – месяцы, годы – точно любовь. Вот так, романтично настроенная молодежь, у вас «облом»! Полюбить с первого взгляда уже не получиться.
Но расстраиваться не стоит, это легко поправимо, ведь методичка дает конкретный совет. Надо поволочиться за партнершей или партнером несколько месяцев, даже с вульгарной целью переспать, и тогда придет настоящее чувство. Одна моя знакомая пара, после секундной встречи глазами в переполненном автобусе через неделю расписалась и счастливо прожила не один десяток лет. Теперь они очень удивляются, что не у них, а у их сына, который несколько лет ухаживал за девушкой, но так на ней и не женился, было настоящее чувство.
Читаем плакат дальше, если вам нравится внешность человека – это влюбленность, а любовь только когда привлекает полная индивидуальность, вся личность целиком. Но посмотрите внимательно вокруг, в реальной жизни человека очень часто любят за какие-то определенные качества: нежность, заботу и при этом совсем не любят его личность в целом, и особенно проявления индивидуальности, с которыми борются или великодушно прощают.
Ну и напоследок совсем уже интересное, о том, какое влияние оказывает роман на вашу личность: влюбленность – это дезорганизующее, странные поступки, кажется «сам не в себе», любовь – организующее, творческое, проявление новых положительных качеств, одухотворенность. Короче, если вы в силу своего характера человек не организованный и не творческий – это легко исправить без всяких методик и тренингов, влюбитесь и все будет в порядке.
А главное откроется множество новых, если верить написанному «положительных» качеств таких как: ревность, зависть, ненависть и агрессия по отношению к конкурирующим особям. Похоже, школьные теоретики не знают или забыли, о множестве людей, одухотворенных высоким чувством, идущих во имя любви на серьезные преступления, не говоря уже о мелких подлостях.
В итоге хочется задать вопрос, так в чем же доказательства уникальности любви? Напротив, это отчаянная попытка обосновать правильность типовых конструкций, официально утвержденных и поэтому обязательных для изучения. В современной школе, мы не учим подростков думать, не учим анализировать свои чувства, просто навязываем готовые решения, которые в общем случае может и справедливы, но в каждом частном нуждаются в осмыслении и значительной корректировке.
Какая разница страдающему подростку и его озабоченным родителям как классифицируют глубину чувства теоретики. Любовь у него несчастная, или это только влюбленность? На практике, один человек прыгает с крыши от классической влюбленности, а другой соответствующую всем канонам любовь, забывает через несколько дней после ее потери. Суть отношений конкретных людей и их последующих поступков кроется не в наименовании чувства, а в реальных ниточках влечений и потребностей, которые связывают сердца, в генетической наследственности, темпераменте, характере, полученном воспитании и образовании.
Многие ученые считают важной отличительной способностью высших приматов и людей умение передавать и перенимать поведенческие стратегии и знания от поколения к поколению. Одним из простейших проявлений этого феномена является так называемый «инстинкт толпы» – сохранение и распространение лишь тех идей, которые наиболее популярны среди членов стаи или общества. В связи с этим мне сложно назвать все происходящее в школе хорошим и правильным образованием, во многом это дань стадному инстинкту, доставшемуся нам в наследство от далеких предков.
Мы дружно маршируем единым строем, и все как один в ногу! Вот только вопрос, куда идем? Впереди непроходимое болото! В развитых странах уже давно выбрали иную дорогу, а мы упорно движемся старым курсом. Когда-то обезличенный подход к образованию, ко всем учителям и учащимся считался большим достижением советской педагогики, но теперь-то уже пора понять, что это большая ошибка, связанная с господствовавшей идеологией.
В настоящий момент учебные заведения постсоветских стран по ряду объективных и субъективных причин не полностью справляются со своими обязанностями. Если в этом есть сомнения, посмотрите мировые рейтинги ВУЗов и вам сразу все станет ясно. Откуда же тогда черпать недополученные знания, объективную и полезную информацию?
Ответ прост, как и во все времена, из первоисточников и энциклопедических изданий. Читайте труды известных ученых знакомьтесь с информацией из авторитетных энциклопедий. Теперь для этого не обязательно ходить в библиотеки все доступно не только с домашних компьютеров, но и со смартфонов.
Я уже не раз говорил, что в юности моей любимой книгой была многотомная Большая Советская Энциклопедия, гордость домашнего собрания научных и литературных произведений. Большинство людей могло ее почитать только в общественных библиотеках, даже не знаю, каким чудом родителям удалось подписаться на такое дефицитное издание. Но теперь я понимаю, что без этой книги вырос бы совершено другим человеком.
Несмотря на политизированность она позволяла, при просмотре телепередач, чтении газет и книг незамедлительно получать дополнительную информацию. Ее страницы почти всегда выдавали полезные сведения о событиях, объектах и малопонятных терминах, значительно расширяя юношеский кругозор. Естественно, энциклопедии несовершенны, как и все творения рук человеческих, но они плод коллективного разума, а это позволяет избегать значительного количества ошибок.
Не думайте, что педагоги обладают только старым багажом знаний, полученным в студенческие годы. Большинство специалистов знакомо со всем спектром мнений и новых идей в области своей деятельности. Это очень образованные люди, просто поставленные в чрезвычайно жесткие рамки. Программы, по которым они работают, утверждены вышестоящим руководством и их выполнение постоянно контролируется, поэтому мало кто из школьных работников рискует выйти за установленные границы.
При этом наиболее продвинутые педагоги прибегают к современным технологиям, чтобы поделиться с широкой аудиторией передовой и полезной информацией. Я говорю о сети Интернет и ее неограниченных возможностях. Но и тут их инициативу часто пресекают редакторы и модераторы сайтов. Этим грешат администраторы даже такого народного и независимого проекта как Википедия. Если кто не знает, то я напомню, что Вики – самая популярная в мире электронная энциклопедия.
Здесь показательна история, рассказанная мне молодым педагогом, разместившим на станицах Википедии материал о формулах, описывающих чувство любви. Она мотивировала это тем, что на запрос молодежи в интернет поисковиках со словами «Формула любви» они получают в ответ информацию о художественном фильме режиссера Марка Захарова.
Оказалось, что в Википедии авторы статей о психологии отношений уже много лет пытаются нарушить монополию кинофильма на вполне конкретный термин. К сожалению, безуспешно, оппоненты стоят стеной. Дает сбой в целом неплохая система коллективного редактирования, при которой право вето есть у множества людей. Но когда дело касается любви, все они почему-то считают себя экспертами и, не задумываясь, принимают решения, руководствуясь только своими эмоциями и жизненным опытом.
Для защиты авторов статей от субъективизма малокомпетентных администраторов в Википедии были приняты несколько обязательных правил, а именно, соответствие материала критериям значимости. Например «Общий критерий значимости» – это когда тема достаточно подробно освещается в независимых АИ – авторитетных источниках. Под источниками подразумеваются газеты, книги, в том числе электронные, журналы, материалы радио и телепередач, правительственные документы, научные журналы.
Существует еще «Критерий значимости теорий, понятий и изобретений» определяемый авторитетом цитируемых лиц, вклад которых в данную область знаний значителен и общепризнан. Признанием научной компетенции является наличие статьи о них в зарубежных или российских академических энциклопедических изданиях, либо членство (в качестве действительного члена или члена-корреспондента) в национальных академиях наук.
Педагогу, приславшему мне материалы, связанные с обсуждением ее статьи, так и не удалось доказать свою правоту. Даже, несмотря на то, что она документально сослалась не только на российские печатные и электронные издания, но и на такие авторитетные международные источники информации как The Sun, The Independent и BBC. Более того были процитированы работы не одного ученого с мировым именем, что вполне достаточно, а шестерых специалистов такого уровня, двум из которых посвящены отдельные статьи в самой Википедии. Но это в англоязычном мире упомянутого в статье Дэвида Льюиса считают отцом Нейромаркетинга, а для русскоязычного раздела энциклопедии и он сам и его формула пустое место, не заслуживающее упоминания.
В такой ситуации сложно понять логику администраторов уже пропустивших множество статей со словом любовь, мешающих в кучу либидо, гормоны, цитаты из бульварных книг и отвлеченные философско-религиозные рассуждения. Статей, за которыми стоят не серьезные научные исследования, описанные в независимых авторитетных источниках, а скрытые ссылки на сайты конкретных психотерапевтов.
Нашей правдоискательнице в итоге многодневной переписки и обсуждений показалось, что если не удалось убедить администраторов в своей правоте, то хотя бы получилось сдвинуть вопрос с мертвой точки. А именно упорядочить наименования стаей в самой Википедии, присвоив статье «Формула любви» правильное наименование, соответствующее ее фактическому тексту – «Формула любви (фильм)». Так это принято для большинства корректно подготовленных материалов, например: Овод (насекомое)», Овод (роман), Овод (фильм). Но в итоге и это малое достижение было оспорено очередным администратором и снова все вернулось на круги своя.
Вот такая грустная история, педагог против учеников, но не своих малолетних, которых можно в чем-то убедить, а чужих повзрослевших, уже давно закончивших стадию обучения. Учившихся у более консервативных преподавателей, поэтому в полной мере не подготовленных к восприятию новых идей и теперь искреннее считающих, что все связанное с чувствами и нравственностью должно быть в старых навсегда очерченных рамках.
Я даже наглядно представляю себе такую картину, администратор Википедии, усталый и проголодавшийся от трудов праведных, откладывает в сторону клавиатуру компьютера и бредет на кухню перекусить, где с гордостью рапортует своей жене: «Знаешь, дорогая я сейчас так здорово осадил одну училку, много они на себя последнее время брать стали, но и мы давно не дети, теперь и сами с усами. Вот ты меня лю? И я тебя лю! Так зачем нам для этого еще какие-то формулы? »
А если серьезно, то по опыту общения в сети, могу с уверенностью сказать, что уже сформировалась целая каста неприкасаемых – это администраторы, модераторы и редакторы всевозможных сайтов. Причем они неприкасаемы в положительном смысле этого слова, а не так как в Индии – отвержены обществом. Эти люди почти Боги виртуального пространства, продвигают по своему желанию авторов, ставя их материалы на первые страницы, или напротив, перекрывают кислород неугодным лицам, закрывая без объяснения причин их аккаунты.
Они награждают себя и друг друга за усердную работу званиями, медальками, звездочками и прочими почетными знаками отличия, но при этом не несут, ни какой ответственности за свои поступки и ошибочные действия. Поэтому не удивительно, что многим людям, не достигшим успехов в реальной жизни, эта роль очень нравится – греет душу и повышает самооценку.
В постсоветских странах люди живут не столько по законам сколько по понятиям, все это естественно проецируется и на взаимоотношения в сети Интернет. Если в обществе не соблюдаются законы не удивительно, что не выполняются и правила, прописанные на сайтах, тем более что лица их игнорирующие, не несут за это ни какой ответственности.
К сказанному надо добавить, что «Википедия» начала активно терять авторов, и этим вопросом озаботился ее основатель Джимми Уэйлс. Он предлагает сделать интернет-энциклопедию более открытой для новичков, это необходимо для того чтобы идти в ногу со временем и иметь возможность обработать огромное количество информации. В англоязычном сегменте «Википедии» уже начали «искоренять» менее компетентных редакторов, неоправданно удаляющих статьи.
Но вернемся к нашим педагогам, и тому чему они должны нас учить. И здесь я хочу рассказать историю из своей юности, о том, как в академическую лабораторию, где я в то время работал лаборантом, распределили выпускников ведущего государственного университета. В первый день трудовой деятельности они гурьбой отправились в библиотеку, откуда каждый вернулся с полной охапкой книг.
На мой вопрос чему же вас ребята учили в ВУЗе, мне ответили: «О том чем мы теперь будем заниматься в учебниках было всего два слова, а для того чтобы получить только общее представление о данной проблеме надо прочитать несколько десятков книг». А завлаб кратко подвел итог: «Высшее образование – это только широкий кругозор и умение работать с литературой».
Я навсегда запомнил его слова и в последующей жизни не раз убеждался в их правоте. Ведь широкий кругозор - это знания о том, что и где есть полезного для решения задач, стоящих перед человеком. А умение работать с литературой, не что иное как способность обрабатывать информационные потоки, кропотливо выбирая из них все необходимое для достижения поставленной цели.
Можно сказать, что такой метод познания окружающего мира и решения конкретных задач достался нам от предков, правда, раньше это выглядело намного проще. Во первых, молодой охотник был обязан хорошо знать окружающие леса, луга и другие места где обитает дичь, а во вторых уметь пользоваться, тогда еще не писаными знаниями старших товарищей по изготовлению копий, луков, стрел и прочих орудий охоты. Развитием молодежи не занимались специально назначенные люди, их учила окружающая жизнь. Неспособные усваивать необходимые знания просто погибали, не оставляя потомства.
Подводя итог, хочу сказать, что живем мы в хорошее время, теперь нашим образованием озабочено государство, в лице профессионалов – называемых педагогами. В значительной степени, прививаемые ими знания, обходятся нам бесплатно и это замечательно. Но как вы поняли из текста главы и знаете из собственного опыта, в большинстве случаев, эти люди не научат вас любить, бороться за свои чувства, сохранять их на долгие годы.
Сейчас для этого не существует серьезных программ, как в средней школе, так и высших учебных заведениях. Не «заточены» наши преподаватели на достижение указанных целей, нет соответствующих приказов из Министерств, согласно которым работает вся сфера образования. С высоких трибун крупные руководители любят поговорить о разводах, неполных семьях, сложной демографической ситуации в стране. Но при этом они убеждены, что основная цель учебных заведений – это подготовка производственного персонала, а все остальное факультативно.
Тем не менее, современные преподаватели закладывают в нас много полезной информации, способствующей не только успешной трудовой деятельности, но и пониманию основных правил интимно-личностного общения. Особенно важно, что хорошие педагоги не просто вбивают в память подростков и молодежи определенный объем сведений, а прививают своим ученикам тягу к новым знаниям, которые в дальнейшем помогут им преодолеть самые сложные препятствия. Поверьте, в деле образования каждый шаг навстречу учителю, это два шага к своему успешному будущему, в том числе и в личной жизни.