Проект, разрабатываемый специалистами в области кино и телевидения
Перестав быть спорной,
мысль перестает быть интересной.
Уильям Хэзлитт
Большинство книг, одного из самых плодовитых и популярных авторов двадцатого столетия, скорее всего уже сдано в макулатуру или просто выброшено за ненадобностью. Это я о сочинениях Владимира Ильича Ленина, написавшего и сказавшего множество умных слов о политике и экономике. Сейчас в народной памяти сохранились лишь отдельные фразы из его эпохального творчества.
Одна из них звучит так: «Важнейшим из искусств для нас являются кино». Историки до сих пор спорят, произносил Ильич данный текст дословно, или придворные пропагандисты скомпилировали лозунг из его отдельных высказываний. Но, ни у кого нет сомнения, что вождь придерживался именно такой точки зрения на развивающийся кинематограф.
С всемирной революцией Ленин перемудрил, а тут прямо в «яблочко» попал. Мало того, что в современной молодежной среде, кино стремительно вытесняет книги, так оно еще и эволюционирует. Ужимается до размера роликов, демонстрируемых на "YouTube".
Теперь каждый обладатель не только видеокамеры, но и хорошего мобильного телефона сам себе сценарист, режиссер и оператор. В целом конечно неплохо, хотя есть и негативные стороны этого явления. Например, широкодоступный показ особенностей национальной «любви», в формате домашнего порно.
Я лично, не против откровенной эротики и не требую запрета порнофильмов, для очень многих людей это незаменимое средство стимуляции своих эмоций и жизненно важных физиологических процессов. Причем, без всякого вреда для организма, в отличие от некоторых медицинских препаратов и процедур, обещающих существенное повышение половой потенции. При этом я твердо уверен, что все касающееся любви и состоящее с ней в родственной связи, должно изображаться достойно и если не высокохудожественно, то, по крайней мере, не пошло.
Моя трудовая деятельность, как было сказано выше, протекала неравномерно, через определенные творческие неудачи и вполне конкретные административные взлеты. На одном из ее этапов, мне довелось детально познакомиться с закулисной жизнью кинематографа. Все нюансы я постигал на практике, работая старшим администратором, а затем директором картины на киностудии «Беларусьфильм».
С виду привлекательный, но очень хлопотный процесс организации кинопроизводства или как теперь принято говорить исполнительного продюсирования не тот вид деятельности, которым стоит заниматься творческим людям с эмоциональными чертами характера. Сгорят как свечки! В советские времена эта работа, в отличии от режиссерской, не считалась престижной, но обеспечивала реальную возможность получить плановое направление в Москву на Высшие курсы сценаристов.
Сегодня я не жалею о времени, потраченном на это занятие. С высоты прожитых лет ясно видно, что крупицы приобретенных знаний и полученного опыта никогда не пропадают даром. Людям, хорошо знакомым с производственными технологиями кинематографа проще оценивать и его творческую составляющую, беспристрастно рассматривать все нюансы, связанные с отображением на экране правды жизни, прогнозировать их воздействия на массового зрителя.
По этому поводу вспоминаю свое детство и отца, постоянно занятого чтением газет и книг. Телевизор он смотрел редко, новости, иногда популярные фильмы, а если среди них попадались на производственную тематику, то громко смеялся. На мой вопрос, чем это вызвано, объяснял, актеры играют хорошо, режиссерская и операторская работа на уровне, но это кино не про заводскую жизнь.
Человек, написавший сценарий знаком с производством только понаслышке и по художественным произведениям, максимум был на экскурсии несколько раз. Бесспорно, все диалоги сочинил профессиональный литератор, но очень далекий от того о чем он пишет. Людям, близко знакомым с затронутыми проблемами, просто смешно от фраз, вложенных в уста героев и их поступков, все это мало похоже на реальную жизнь.
О том, что касается производства, с отцом трудно было спорить, он в то время работал начальником литейного цеха на крупнейшем в стране машиностроительном предприятии и хорошо знал, о чем говорит.
Прошли годы, изгнан с позором из кинематографа так называемый «социалистический реализм», но большинство деятелей кино ударились в другую крайность. Они пришли к выводу, что лучшим способом воздействия на зрителя, является не правдивое отображение действительности, заставляющее его задуматься о своей жизни, дающее возможность чему-то научиться. Важен лихо закрученный сюжет в сопровождении объемного звука и эффектной визуальной картинки. Равнение на Голливуд! Освоили звук Dolby Digital, даешь картинку 3D!
Мне не стыдно признаться, что я сам с удовольствием смотрю современные блокбастеры. Замечательное средство эмоционально встряхнуться, преодолевая вместе с героями картины многочисленные препятствия на пути к праведной цели. И не очень страшно, если ради эффектного кадра режиссеры немного искажают реальную действительность, такие мелочи большинство зрителей даже не замечает.
На днях я лицезрел красочный фильм с подводными съемками. В одном из сюжетов герои ныряют под воду и собирают на морском дне отдельно лежащие раковины мидий и глянцевые раковины рапан. Но в природе мидии живут колониями, крепко прикрепившись к подводным камням, оторвать их от места обитания голыми руками совсем не просто. А в раковинах рапан обитают моллюски, пустыми и блестящими они становятся только после того как их почистили и покрыли лаком для продажи туристам.
Если сравнивать такую подводную охоту на морских обитателей с классической охотой на животных, обитающих в лесах, то это аналогично развешиванию на ветках деревьев манто из лисьих шкур с последующей меткой стрельбой по ним.
Для боевиков уже стандартны бесконечная стрельба из всех видов оружия без его перезарядки, приведение противников в бессознательное состояние с помощью любого, даже не очень сильного удара в область головы, разрушение межкомнатных стен голыми руками и прочие чудеса. Хорошо, что все эти штампы и шаблоны воспринимаются зрителями как естественные требования жанра и большинство людей не стремятся повторить их в реальной жизни.
А вот с изображением любви все не так однозначно. Кинематограф упорно пропагандирует современные варианты сказки о Золушке. Честная, благородная, трудолюбивая девушка немного помучалась, пострадала, но в итоге была обласкана судьбой за свои образцовые духовные качества и награждена достойным призом в виде «прекрасного принца».
В наше время множество одиноких женщин втайне надеется на аналогичные перемены в своем безрадостном существовании. Возможно, с точки зрения психотерапии, это дает определенный положительный эффект, но надо четко понимать разницу в лечении, ведущем к решению проблемы, и его подмене на комплекс болеутоляющих средств.
Меня всегда очень расстраивает распространенный кинематографический шаблон, благодаря которому именно отрицательные персонажи наделяются желанием и способностями добиваться конкретной цели в своей личной жизни. Они и так, и этак обхаживают положительных героев, используя для завоевания их чувств множество приемов, как вполне допустимых с моральной стороны, так и абсолютно подлых.
Все это вместе взятое создает устойчивое мнение у зрителей о недопустимости и аморальности любых активных действий по отношению к предполагаемому партнеру. Упорно навязываемая большинством кинематографистов альтернатива проста – честные и благородные люди ждут своего счастья, подлые – действуют.
К сожалению это полностью противоречит многовековому опыту человечества, народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течет». Продолжая и развивая эту мысль, можно уверено сказать, что так же бессмысленно ждать, когда из-под камня самостоятельно заструится родник. В реальной жизни это происходит крайне редко. Здравомыслящие люди, желающие получить доступ к живительной влаге, не надеются на милость природы, а самостоятельно копают колодцы. Аналогично надо поступать и в вопросах любви, в проявлении разумной инициативы нет ничего зазорного.
Существует еще одна нить, а для кого-то и крепчайший морской канат, связывающие наши личные проблемы с кинематографом – это неосознаваемое отождествление себя с героями фильмов и актерами, исполняющими их роли. У многих молодых людей возникает непреодолимое желание подражать им, в надежде добиться таких же результатов в своей жизни. Но они не знакомы с «обратной стороной медали» и не знают о реальных механизмах, позволивших их кумирам достичь вершин популярности.
Очень часто успех в мире кино связан не с талантом и положительными личными качествами, а с благоприятным случаем, связями и пробивными чертами характера. Тысячи и тысячи достойных славы лицедеев прозябают в маленьких провинциальных театрах. Современные режиссеры, набирая студентов в театральные вузы или приглашая актеров на роли в своих фильмах, ориентируются не на творческий потенциал человека и его человеческие достоинства, а сугубо на внешние данные.
Я на практике сталкивался со случаями, когда мэтр выстраивал несколько десятков претендентов в ряд и пройдясь несколько раз вдоль него кротко подводил итог: «Третий и восьмой останьтесь, остальные свободны».
Сейчас в кинематографе востребованы характерные лица, это не театр, где на протяжении нескольких часов необходимо десятки раз перевоплощаться. Современная цифровая техника позволяет делать неограниченное количество дублей, аудио редакторы корректировать голосовые интонации. Более того, несложно поручить озвучивание роли стороннему актеру. Профессионалы знают, что успех фильма во многом зависит не от работы на съемочной площадке, а от плодотворного труда в зале монтажа.
Не все именитые деятели искусства – великие творцы, иногда они просто хорошие организаторы. Одно время мне пришлось работать с известным режиссером, все достижения которого были связаны с талантом скромного монтажера, не имеющего специального образования. К слову, Георгий и Сергей Васильевы, известные как режиссеры культового кинофильма Чапаев, были профессиональными монтажерами.
Экранный образ – это красочная иллюзия, изначально проектируемая и создаваемая с целью затронуть чувства как можно большего количества людей. Поэтому при производстве фильмов профессионалы широко используют множество специальных приемов, ориентированных на возбуждение эмоций зрителей. Наиболее наглядно магия кино и его возможности заметны в музыкальных клипах, делающих из безголосых и неуклюжих в реальной жизни певцов – «конфетку».
Остался всего шаг до того момента когда реалистическая компьютерная анимация захватит кинематограф. Один мой знакомый режиссер ждет этой технологии с большим нетерпением, в надежде реализовать свои грандиозные замыслы, постоянно повторяя слова: «Когда же наконец-то я избавлюсь от этих капризных бездарностей» – имея в виду актеров, занятых в его постановках.
А в Голливуде уже планируют вернуть на экраны легендарных звезд прошлого, точнее, их виртуальные образы. Вот только интересно, какие гонорары запросят наследники и правообладатели? Но думаю, что итоговые суммы и близко не будут сопоставимы с теми, которые получают современные любимцы публики.
В 2002 году был снят замечательный фильм – «Симона», со знаменитым Аль Пачино в роли режиссера Виктора Тарански. Согласно сценарию картины, он с помощью компьютерной программы, разработанной гениальным и неизлечимо больным программистом, создает виртуальный образ девушки, объединяющей в себе внешность и талант выдающихся актрис. Новоявленную звезду, несмотря на ее загадочность и скандальные выходки ожидает фантастический успех у зрителей. Не стану подробно рассказывать сюжет, этот фильм заслуживает того, чтобы вы его обязательно посмотрели.
Как бы не были прекрасны художественные образы, серьезному человеку, по меньшей мере, легкомысленно выбирать, в качестве примера для подражания, вымышленных кем-то литературных персонажей или людей, изобразивших их на экране. Первые малопригодны по причине своей виртуальности и непредсказуемости действий в ситуациях, выходящих за рамки сюжета киноповествования, вторые – из-за отсутствия положительных личных качеств.
Это, наверное, благо, что пресса и Интернет подробно информируют зрителей о закулисной жизни наших «звезд». Очевидно, что вопреки привлекательным экранным образам в реальной жизни им присущи все человеческие слабости и недостатки. При этом большинство из них являются активными кузнецами своего счастья, разумеется, в том виде, в каком они его понимают.
У людей искусства, за редким исключением, одна жертвенная любовь на всю оставшуюся жизнь не является приоритетом. И ничего уж тут не поделать. Но заметьте, в поиске очередного чувства наши кумиры действуют весьма инициативно, а не сидят на месте в бесплодном ожидании. Это наглядно видно по множеству шумных свадеб и бракоразводных процессов, широко обсуждаемых в светской хронике.
Есть еще одна большая проблема, связанная с изображением любви в кинематографе – это навязывание упрощенных подходов к ее завоеванию. В качестве примера хочу привести урок прохождения сквозь стены из фильма «Чародеи»: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий».
Эти слова, адресованные влюбленному герою, постоянно цитируют в качестве образца для подражания не только романтично настроенные подростки, но и вполне зрелые люди, в сети Интернет поисковые системы выдают миллионы ссылок. О том, как в кино пробивают стены руками, я уже выше писал и думаю, что повторять эти трюки в реальной жизни много желающих не найдется, а вот в переносном смысле почему-то все кажется гораздо проще, и легко осуществимо. Но это далеко не так!
Законы инженерии справедливы как для строительных конструкций, так и для психологии отношений. Хотите сломать перегородку или другое препятствие, приложите силу, превышающую его сопротивление, а если вы физически к этому не готовы необходимо применить соответствующие знания и специальные механизмы. Для проникновения в изолированное помещение надо всегда искать дверь, а если окажется, что она заперта, то сломать ее замок гораздо проще, чем стену.
В том случае если двери действительно нет, собирается максимум информации о препятствии, анализируются его слабые стороны, определяется место для изготовления прохода, но так, чтобы нечаянно не нарушить целостность конструкции, а то ведь и потолок может рухнуть, на голову неумелого мастера. После этой подготовительной работы берутся в руки специальные инструменты, и задача решается с гарантированным результатом.
Если двадцатый век можно назвать веком кино, то двадцать первый, бесспорно, станет временем интерактивного телевидения. Скоро мы оторвемся от обязательных программок с расписанием передач и сможем выбирать зрелище по вкусу в удобное для себя время. Рейтинг телепрограммы уже не будет зависеть от того, поставила его дирекция в прайм-тайт – лучшее время для телепросмотра или нет, зритель всегда найдет и увидит востребованный им продукт. Все это естественно касается и множества ток-шоу, постоянно затрагивающих тему любви.
Сегодня такое зрелище собирает перед экранами телевизоров значительное количество наших сограждан и мнения, звучащие в эфире оказывают на них существенное воздействие. Но большинство зрителей не понимают, что беседы в студии это не познавательно-образовательная передача, а развлекательный проект, со всеми вытекающими особенностями и последствиями. Я очень хорошо знаком со всеми этапами подготовки и записи таких программ, как участник и эксперт ряда женских ток-шоу, и поэтому могу с уверенностью сказать, что их интеллектуальный уровень очень низок.
Искусственный смех в студии и дружное хлопанье в ладоши по команде помощника режиссера, что многих так раздражает, это мелочи, требование жанра. Главное, это полное отсутствие научно-обоснованной составляющей. В большинстве случаев все шоу базируются на высказываниях, приглашенных для записи программы гостей, обычно известных и авторитетных в обществе личностей. Мысли популярного и знаменитого человека всегда интересны, но при этом они бывают ошибочны, если не касаются его профессиональной сферы деятельности. Как писал римский драматург Теренций: «Сколько людей, столько и мнений», а мнение отдельного человека не обязательно истинно.
Один мой приятель коллекционирует публикуемые в Интернете тупые и умные советы и периодически делится ими по электронной почте. Приведу два из них, которые я ассоциирую с высказываниями героев большинства передач. Тупой совет – «Чтобы руки не пахли рыбой достаточно на несколько секунд опустить их в керосин». Умный совет – «Горячая крышка на кастрюле выглядит так же, как и холодная». Заметьте, оба совета совершенно правильные! Но они не на миллиметр не приближают вас к решению поставленных задач, а именно иметь не дурно пахнущие руки и не обжечь их.
Слова, звучащие с экранов телевизоров, нельзя воспринимать, как абсолютную истину даже если их произносят авторитетные люди, эксперты и ученые мужи, они всегда рассуждают об определенных ситуациях и конкретных людях в них попавших. В других похожих случаях, в зависимости от личностных особенностей партнеров, верное решение может быть абсолютно противоположным.
Последовав услышанному совету, вы, возможно, избавитесь от ароматов рыбы, но запах керосина останется на долгое время. В психологии, как и в инженерии, типовые решения никогда не бывают лучше, чем специально спроектированные конструкции, предназначенные для решения конкретной задачи.
Знание законов природы и умение их использовать позволяют с легкостью определять температуру крышки, не надеясь на непредназначенное для этого зрение. Как это делается в быту, я уже выше описал на примере утюга. Точно также поступают и опытные психологи пред принятием решения о методах и формах воздействия на человека. Они обязательно делают соответствующий экспресс анализ с помощью наводящих вопросов.
Современное телевидение навязывает зрителю типовые приемы строительства высоких чувств, не задумываясь о том, что не всякий фундамент выдерживает такую нагрузку. Большинство из нас не обладает стальными нервами и железной волей, и неспособно в деталях повторить путь к семейному счастью рекламируемый героями телепередач.
Это не значит, что счастье недостижимо, просто дороги к поставленной цели у всех разные, и каждый преодолевает их в меру своих сил и способностей. Кто-то, бегом перепрыгивая препятствия, а кто-то, мелким шажком отдыхая после нескольких утомительных для него телодвижений. Нельзя рекомендовать быстро бегать и высоко прыгать тем, кому это не дано природой – инфаркт может случиться.
Надеюсь, что я не перестарался с критикой некоторых аспектов кино и телевидения, связанных с освещением проблем интимно-личностного общения. Это всего лишь маленькое и необходимое предостережение для легко внушаемых натур. Сегодня огромное количество женщин и мужчин пытаются найти ответы на свои вопросы, с помощью указанных средств информации. Для них это своеобразная заочная школа любви, художественным и документальным способами, рассказывающая о возникновении и развития чувства.
Бесспорно, просмотр соответствующих фильмов и передач, просвещает, улучшает настроение, помогает бороться со стрессовыми состояниями, показывая и рассказывая, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Но при всей положительной информации, которую несут кинофильмы и телепередачи они в принципе не способны решать конкретные задачи, стоящие перед влюбленными людьми.