Проект, разрабатываемый писателями и журналистами
Библия учит любить ближнего своего.
Камасутра объясняет как.
Записная книжка подсказывает кого.
А органайзер напоминает когда.
Мы живем в век оперативной информации, ежедневно со страниц печатных изданий и Интернета на нас обрушивается лавина познавательных новостей. Большинство наших сограждан, привычно доверяет словам, если они звучат из уст авторитетных людей, среди которых не последнее место занимают известные писатели и популярные журналисты. Как правило, никто из читателей даже не задумывается, а являются ли эти люди профессиональными специалистами в тех областях, о которых пишут книги и статьи? Насколько качественный продукт они могут выдать при отсутствии специальных знаний?
Человек легко принимает на веру различные факты и утверждения, публикующиеся на страницах уважаемых изданий, хотя сам не читал первоисточников и не видел материалов, на которые ссылаются авторы. И если сенсационные рассказы о летающих тарелках и зеленых человечках у здравомыслящих людей вызывают улыбку, то все касающееся проблем любви принимается почти на ура.
Ложная и недостоверная информация вводит человека в заблуждение, не позволяя принимать верные решения, как в критических ситуациях, так и в повседневной жизни. Здесь сразу возникает вопрос, как самостоятельно отличить правду ото лжи? А точнее от мусора, ежесуточно выбрасываемого на страницы книг и СМИ в количестве миллионов печатных знаков.
Нельзя же все широко озвученные идеи, касающееся взаимоотношения полов, проверять на собственном опыте. В этой ситуации, я пока вижу только один выход, зачерпнуть побольше дополнительной информации из бездонного колодца по имени Интернет и попытаться найти в ней примеры, подтверждающие работоспособность, предложенных авторами приемов, или указание на их бесполезность.
Да простят меня писатели и представители второй древнейшей профессии – журналисты, за недоверие, высказанное к их публикациям. Напомню, если кто-то забыл, что первой профессией считается проституция. Думаю, серьезные журналисты не обидятся за такую историческую параллель, так как все сказанное я в полной мере отношу и к своему творчеству. Люди, пришедшие в журналистику по призванию, по зову сердца понимают, что корень зла сокрыт именно в слове «профессия». С одной стороны профессионализм – это образование, знания, опыт, а с другой возможность достойно кормить себя и свою семью.
В горнодобывающей промышленности предприятия получают доход за счет извлеченной из недр земли металлосодержащей руды, сопутствующая ей пустая порода выбрасывается в отвалы. В литературной деятельности писатель вознаграждается не за ценные идеи и мысли, имеющиеся в его творении, а за общее количество печатных листов. То есть, оплата идет за все, включая «пустую породу» и чем ее больше, тем автору лучше, с финансовой точки зрения. Естественно, что при окончательном расчете учитываются популярность автора, востребованность жанра, тираж, реализация и прочее, но суть от этого не меняется.
К слову, упреки в желании побольше заработать раздавались и в адрес знаменитого поэта Владимира Маяковского. Его коллеги утверждали, что он специально разрывает строки на несколько частей. Поэтам в то время платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше, чем другие авторы, за стихи аналогичной длины.
У журналистов, как и у писателей, чем больше символов выходит из-под пера, чем чаще они публикуются, тем выше заработок. Ради этого многие способные авторы, вполне сознательно, выдают из своих «шахт» тонны пустой породы. Если в промышленности это производственная необходимость, то у профессионалов, кормящихся на информационной ниве – способ безбедного существования.
Обидно, что этим грешат и действительно талантливые люди. Когда-то я состоял в электронной переписке с журналистами, специализирующимися на вопросах интимно-личностного общения, и публикующимися в самых тиражных российских и белорусских изданиях, но постепенно осознал грустную истину, для них это обычная работа, как на машиностроительном заводе, ежедневно точить одну и ту же деталь.
За свою многолетнюю творческую жизнь эти люди уже давно написали обо всем, что их волновало и подробно рассказали о том, что действительно хорошо знают. Поэтому теперь для нескольких дежурных статей, публикуемых ими каждую неделю, приходится искать и использовать крупицы любой даже не проверенной информации. Для очередного планового материала годятся любые идеи, безразлично кем высказанные, главное – позанимательней, а если в них что-то рациональное или нет, не имеет значения.
Вот и появляются статьи, убеждающие читателя, что по форме носка ботинка и размера каблука можно распознать особенности темперамента и характера предполагаемого партнера. Информационное пространство переполнено публикациями на эту тему, посвященными практически всем предметам одежды и конца этому не видно. Но любые обобщения справедливо делать, если они верны в большинстве рассматриваемых случаев, давать же советы по использованию выдуманных закономерностей – безответственно.
Отдельные авторы напрочь забыли о существовании таких наук как социология и физиология во многом определяющих решения человека, связанные с выбором повседневной одежды. Социология – это и мода, основных тенденций которой придерживается большинство членов любого общества. Именно по этой причине, в какой-то период времени, мужчины выбирают остроносые ботинки, а вовсе не потому, что «любят покорять женские сердца пачками».
Если некоторые женщины вопреки моде носят обувь на небольшой платформе, а не на высоком каблуке, то это не показатель их моральной устойчивости, а скорее всего особенности физиологии, следствие болезненных ощущений в стопе, возникающих при длительном ношении не приспособленной для активной ходьбы обуви.
А вот тщательно начищенная обувь, действительно указывает на некоторые черты характера, но раздающиеся по этому поводу советы бросать не аккуратных парней и убегать к «джентльменам в любви» по меньшей мере, вызывают удивление. Как показывает практика с кавалерами, которые всегда приходили на романтические свидания в обуви, начищенной до зеркального блеска, в семейном быту возникает не меньше проблем.
В повседневной жизни многие из них оказываются большими педантами и занудами, с детства приученными к идеальной чистоте и порядку отцами военнослужащими. Думаю, всем известно, что в армии нечищеная обувь – это веский повод для дисциплинарного взыскания. Ох, как жалобно поплачут в законном браке юные леди, вынужденные ежедневно натирать до блеска кухонную утварь и сантехнику, мыть полы и все пылесосить.
Некоторые из моих знакомых исписавшись, стали редакторами, заведующими отделами и прочими начальниками, что позволяет им теперь не размениваться на мелочи и самим творить только когда тема действительно назрела. На вопросы, почему они не приглашают к сотрудничеству рвущуюся в бой и хорошо владеющую словом молодежь, с факультетов журналистики? Отчего не зовут специалистов, качественно пишущих в сети Интернет, на темы, связанные с взаимоотношениями полов? Следует стандартный ответ, надо дать заработать своим сотрудникам.
Корпоративный профессионализм подразумевает не только определенное качество выдаваемого материала, но и решает вопросы, связанные с материальным обеспечением членов коллектива. Ведь гонорары – это неотъемлемая часть заработка, которую обещают штатным журналистам еще при устройстве на работу, в общем, все как в названии старого кинофильма «Чужие здесь не ходят».
Много лет назад мне довелось активно сотрудничать с редакцией небольшой газеты. Это было ведомственное издание, в нем не было гонорарной политики, весь его персонал «сидел» на фиксированных окладах и небольших премиях. Так сложилось, что бюро, которое я возглавлял и редакция располагались в одном здании, занимали соседние помещения, благодаря чему мы и подружились. В то время у меня не было особого желания публиковаться, но друзьям отказывать нельзя и по их просьбе я периодически писал актуальные производственные материалы, заказные фельетоны и даже стихи к женским праздникам.
Такое сотрудничество – это наглядный пример того, что если за публикацией не стоят конкретные деньги, то главный редактор всегда заинтересован приглашать сторонних специалистов для более глубокого и профессионального раскрытия актуальных тем, оставив за своими журналистами соавторство в случае недостаточного качества представленного материала.
Изложить свои мысли и чувства на бумаге и электронных носителях – это естественное желание, присуще множеству людей на нашей просвещенной планете. Но возникает и справедливый вопрос, почему они это делают? Хотят самовыразиться, поделиться чувствами, полезной информацией? А может быть желают прославиться или просто заработать немного денег? К сожалению я не нашел объективной статистики о том, какой процент авторов взялся за перо из благородных побуждений, какой для достижения своих меркантильных целей.
Лично мне в юности казалось, что прежде чем о чем-то писать человек должен обязательно получить на это моральное право. Я вознамерился приобрести его самым простым и действенным способом, найти в своей жизни серьезные препятствия и трудности, преодолеть их, а затем изложить все события на бумаге в назидание непутевым ровесникам.
С этой благородной, как мне тогда казалось, целью я погрузил в рюкзак палатку, спальный мешок, минимум продуктов и отправился вдоль Черноморского побережья Крыма в месячный одиночный поход. Удивительно, но у меня тогда и мыслей не было, что можно преодолевать что-то связанное с работой или учебой. Да разве может быть кому-то интересна рутина повседневной жизни? Только романтика путешествий, незапланированных событий, неожиданных встреч! В общем как говорится: «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
Естественно, ничего путного я тогда не написал, все силы ушли на выживание, но опыт познания своих физических сил и моральных возможностей позволил пересмотреть целый ряд ошибочных взглядов на жизнь. Когда ты срываешься с горы и в течение нескольких дней не можешь двигаться, когда тебе некому помочь и заканчиваются последние капли воды, то многое из того что раньше казалось таким значимым превращается в несущественные мелочи.
Я и теперь в поиске вдохновения периодически отправляюсь к тем благословенным, овеянным легендами берегам – Фиолент, Балаклава, мыс Айя. Только не бреду пешком шумными дорогами и переполненными туристами тропами, а плыву морем, таща за собой маленький плотик с багажом.
В нем уже нет палатки, спального мешка, гидрокостюма и подводного ружья, только полиэтиленовая пленка на случай дождя, сухое горючее, немного хлеба и максимум питьевой воды. Человека, бросающего вызов природе, должно кормить море. Но правильнее будет сказать об очередном вызове себе, попытке снова и снова доказать, что даже без всех достижений современной цивилизации ты можешь и достоин жить на этой планете, несмотря на уже не юный возраст.
Останавливаясь в маленьких бухточках и на пляжах, недоступных другим из-за прибрежных скал, ночуя под открытым звездным небом, испытываешь не с чем несравнимые первобытные эмоции. Эмоции своих пращуров, живших и любивших по законам природы. Все это помогает понять, что, несмотря на современные технические и социальные достижения, наши влечения практически не изменились, они остались такими же первобытными, вот только потребности непомерно возросли, а их уровень зашкаливает выше разумного предела.
Обязательно беру с собой в путешествия ручки, карандаши, тетради, но всегда вместе с массой впечатлений и новых идей, привожу домой, только несколько страничек неразборчивого текста. Не получается у меня писать во время близкого общения с природой. Это подобно интимному общению с женщиной, нельзя остановиться на пике эмоций и сказать ей: «Подожди немного дорогая я сейчас возьму ручку и быстренько запишу свои ощущения и мысли».
Написал эти строки и подумал, а почему бы на самом деле не привести такой эксперимент, но взвесив все за и против, решил, что риск слишком велик. За такой литературный опыт или точнее журналистский репортаж с места событий темпераментная партнерша может и здоровья лишить.
Дикая природа всегда вызывает у меня тягу к чему-то монументальному, хочется высекать на скалах картины успешной рыбной ловли, добычи морепродуктов и даже эротические сценки. Последнее не связано с хулиганскими чертами характера, а вполне естественное проявление эмоций сексуально активного мужчины, длительное время лишенного общения с противоположным полом. Непонятно одно – влечение к наскальной росписи заложено на генном уровне во всех людях или это осознание лично мной, того факта, что только в самом древнейшем искусстве человеческое творчество и правда жизни были по настоящему едины!
Авторы наскальных изображений, обнаруженных археологами не являлись профессиональными художниками, они были рядовыми членами общин, принимали активное участие в охоте и поэтому досконально знали все, что рисовали. В те времена невозможно было изобразить мамонта с рогами или тремя бивнями вместо двух, визуальное восприятие информации не допускало грубой лжи, она была бы не принята и осуждена соплеменниками.
Преувеличить размер клыков хищного животного с целью показать его силу и опасность – пожалуйста, живот беременной женщины как свидетельство ее восхитительной плодовитости – сколько угодно. В этом и был элемент творчества, не заурядная фиксация и передача информации окружающим, а попытка поделиться с ними своими эмоциями.
Но с появлением письменности и формированием класса профессионалов пера проблемы, связанные с правдивостью и вытекающей из этого полезностью информации стали нарастать как снежный ком. Теперь литературно одаренные люди, не всегда глубоко знакомы с вопросами, о которых пишут, а иногда они сознательно халтурят, зарабатывая деньги на дежурных публикациях.
Я очень сожалею, что опытные специалисты в области интимно-личностного общения не владеют литературным языком настолько хорошо, чтобы самостоятельно донести полезную информацию до сограждан, остро нуждающихся в ней. Как правило, люди которым судьба подарила талант писателя, редко связывают свое творчество с популяризацией какой-то одной научной концепции. А эффектно донести до читателя свои научные разработки могут считанные единицы. Монографии и научные статьи ученые люди пишут очень успешно, но чтобы доступно и интересно – это никак не получается.
У рядового обывателя на слуху разве что книги Дейла Карнеги и Аллана Пиза. Согласен, научная ценность произведений Карнеги не велика, но с точки зрения популяризации творческого подхода к вопросам общения людей он свое веское слово сказал, и весь цивилизованный мир его услышал. Услышал даже за «железным» занавесом в закрытой когда-то социалистической стране СССР. Тогда и я стал счастливым обладателем его книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Не книги, в общепринятом понимании этого слова, а стопки листков, пятого экземпляра, распечатанного на пишущей машинке. И как мне было не радоваться, бумага плотная, а не папиросная, как часто бывало в самиздате, машинка электрическая, с хорошей силой удара, копирка новая, короче, стопроцентно читаемый экземпляр.
Вот изучал я эту книгу и думал, все вроде правильно, советы полезные хотя и не всегда срабатывают, но, от чего же автор не копнул глубже, и не объяснил, что кроется за ними, почему, по каким законом физиологии, психологии человек поступает, так или иначе. Ведь если это понять, каждый человек сможет самостоятельно принимать верное решение, не надеясь на шаблонную подсказку.
А то, казалось бы, такое верное и широко разрекламированное правило Карнеги: «Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи» периодически дает негативные результаты. Очевидно, что люди не всегда гордятся своим именем, иногда они это сочетание букв ненавидят и даже меняют. Мне кажется, что Дейл Карнеги верно подметил существующую закономерность, но не заглянул в первопричины этого явления, а на них недвусмысленно указывает слова «самым сладким» звуком.
С точки зрения психологии – это связано со словами матери, ласково шептавшей имя человека еще над его младенческой колыбелькой. Но, как вы понимаете, родители бывают разные и отношения во многих семьях напряжены с раннего детства. В этих случаях собственное имя неосознанно ассоциируется не с чем-то приятным и радостным, а с несправедливым наказанием и болью.
О каких возвышенных чувствах, о какой любви можно говорить, читая страницы множества книг, имеющих обобщенное название «Советы стервы». Дамы, присваивающие себе это прозвище, наверное, поленились заглянуть в словарь и ознакомиться с его подлинным смыслом. А там четко написано что под стервой подразумевается "дохлая, палая скотина", проще говоря, падаль, гниющее мясо. Со временем стервами стали презрительно называть особо подлых шлюх. Может кому-то и кажется, что это слово означает роковую женщину, но об истинном его значении всегда будут напоминать птицы-стервятники, питающиеся падалью.
Уж лучше бы эти авторы использовали слово «зараза» когда-то оно воспринималось как большой комплимент. В восемнадцатом веке светские ухажеры так ласково называли своих любимых дам, а поэты воспевали это в лирических стихах. Дело в том, что изначально слово "заразить" имело не только медицинский смысл, но и было синонимом слова "сразить".
Можно обойтись и без филологических изысканий и просто сказать – содержание подобных пособий для эгоисток, содержит слишком большое количество психологических ошибок, несущих опасность для обоих партнеров. Действительно, на определенных этапах общения, предлагаемые приемы позволяют получить дополнительное внимание и материальные блага, но в длительной перспективе они не работоспособны. Со временем, даже не обладающий специальными знаниями человек всегда осознает, что стал объектом бесстыдного манипулирования и делает соответствующие выводы.
Популяризируемый в таких произведениях подход к интимно-личностному общению, основанный на односторонней эксплуатации влечений и чувств партнера, несовместим с истинной любовью. В отличие от современных научно-обоснованных методик, предлагающих женщинам и мужчинам средства для совместного анализа и разрешения возникших проблем, в честном и открытом формате.
Я сознательно не затрагиваю творчество классиков художественной литературы, так как в своих произведениях они не навязывают читателю определенную точку зрения, а тем более не дают конкретные советы. А могли бы, личный опыт амурных подвигов у большинства из них немалый. Почти все писатели мужского пола, считающиеся у литературных критиков знатоками женской души, в реальной жизни были и знатоками женского тела.
Даже такой интеллигентный человек как Антон Павлович Чехов женскую психологию постигал на практике. В одном из своих писем он подробно объяснял преимущества связей с женщинами легкого поведения: «Распутных женщин я видывал и сам грешил многократно …роман с дамой из порядочного круга – процедура длинная. Во-первых, нужна ночь… В номере ваша дама падает духом, дрожит и восклицает: «Ах, Боже мой, что я делаю?! Нет! Нет!» Добрый час идет на раздевание и на слова, дама ваша на обратном пути имеет такое выражение, как будто вы ее изнасиловали, и все время бормочет: «Нет, никогда себе этого не прощу!»
Знакомство с дамами и их соблазнение он воспринимал как часть творческого процесса, его интересовали и волновали не только духовные, но и физические аспекты отношений. Предпринятые им путешествия в Японию и на Цейлон имели и другие цели кроме тех, о которых нам говорили в школе. В подтверждение сказанного еще несколько цитат из писем: «Японки не ломаются и не жеманятся, как русские. В деле выказывают мастерство изумительное, так что вам кажется, что вы не употребляете, а участвуете в верховой езде высшей школы». И о Цейлоне: «Место, где был рай. По горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами. Когда у меня будут дети, то я не без гордости скажу им: «Сукины дети, я на своем веку имел сношение с черноглазой индуской… и где же? В кокосовом лесу в лунную ночь!»
Уверен, Антон Павлович, на том свете, простит меня за публикацию этих малоизвестных фактов из его личной жизни, сам он не раз вспоминал их с большим удовольствием. Сделано это для тех читателей, которые с упорством, граничащим с ханжеством, рекомендуют сверять свою жизнь и поступки с действиями вымышленных героев известных литературных произведений, забывая о реальной жизни людей их создавших. Хватит нам уже современных Ромео и Джульетт, шагающих в бездну с крыш высотных домов!
Нельзя бездумно следовать чужим примерам, каждый человек должен жить, чувствовать, думать и совершать поступки согласно велению своей души и плоти, стараясь при этом не нарушать законов общества и морали. Я намеренно использовал слово «стараясь», так как в некоторых случаях официальные законы и общепринятые морально-этические нормы не вполне соответствуют требованиям времени. Главное, в самой сложной и спорной ситуации подходить к разрешению противоречий с позиций того, что высшая ценность на планете не любовь, а жизнь, физическое и психическое здоровье человека.
Простите меня романтики за эти слова и обзовите старым циником, но жизнь в отличие от любви, дается человеку только один раз. А потерянное чувство вполне реально обрести вновь, все зависит от вашего желания, способностей и знаний. Считаю, что пишущая братия, по крайней мере, ее совестливая часть должна этому всемерно содействовать, пусть даже в ущерб своим материальным устремлениям.
Фруктовое дерево может укрыть в непогоду несколько человек и накормить их вкусными плодами. Книга – это огромный сад, в котором находят отдых и интеллектуальную пищу тысячи людей, главное, чтобы сорванные в нем плоды были в меру зрелыми и съедобными, иначе возможно серьезное отравление.
Я немного жестко покритиковал своих коллег по литературной деятельности, хотя и сам не без греха. Но мне очень хотелось заострить внимание читателей на иногда вопиющем несоответствии печатного слова и реального дела. В древнем Риме говорили: «Praemonitus praemunitus», что в переводе означает: «Кто предупрежден – тот вооружен». Поэтому, я как умел, предупредил, а вы, полагаю, услышали.