О гениальности и ее двух видах
Гениальность и талант. Гений и толпа. Самобытность и индивидуальность гения. О двух видах гениальности. О том, что гений несет критерий в себе самом. О ценности достижений. Гениальность как миссия. Гений как олицетворение синтеза. Гениальность и мученичество. Гений как порождение Демиурга.
УЧИТЕЛЬСТВО
О том, что всякий неофит обуревается жаждой учительства. О фанатиках узкой идеи. О необходимости изоляция ученика. О трудности обнародования идей. О том, что единственный путь к управлению познаванием – это управление волей познающего. О технике восприятия идей. О том, что задача каждого учителя заключается не в передаче ученику конкретных знаний, а в умении научить его самого приобретать их вполне самостоятельно. Принцип непрерывности мышления. Правило сосредоточия. Закон пирамиды. Величие и трудность подвига учительства.
АРКАН XIII
МЕСТО АРКАНА XIII СРЕДИ ДРУГИХ АРКАНОВ: МЕМ КАК БУКВА МАТЕРЬ
Об условии необходимом для равновесия. Мировое начало косности. Тернер трех букв-матерей. Аркан XIII как аналог Аркана III. Истинная природа майи.
МИР КАК ЦАРСТВО МАЙИ
О различных видах сознания. О бинерных представлениях. О том, что степень совершенства мира в глазах человека есть мерило его собственного совершенства. Разум как грань между реальностью и иллюзией. Иллюзии как формы познания.
PERMANENTIA ET TRANSMUTATIO
О том, что всякое конкретное познание есть создание в составе человека нового элемента через объективирование в Атмане соответствующего аспекта. О вечном течении и видоизменениях феноменальной природы. О том, что цель человека есть полное расчленение всего и обратное синтезирование. Единство и аналогичность природы. Генезис и причины заблуждений.
АРКАН XIV
§1. ИДЕЯ МЫСЛИ, МЫСЛЬ И СЛОВО (λόγος)
О пассивном и активном мышлениях. О том, что всякое познание идет не от феноменальных проявлений, а от ноуменальных усилий. О том, что всякое обобщение по самой природе своей более абсолютно, чем его отдельные составляющие. Относительные элементы единичных представлений. Мышление как переориентировка состава, стремящаяся восстановить нарушенное равновесие. О том, что всякое представление стремится перейти в бинерное. О том, что генезисом мышления является невозможность в принципе найти удовлетворение в объективированных комплексах элементов. Процесс выработки идеи мысли. О проявлении конкретной мысли и частных Логосах. Мышление как творчество. О том, что Абсолютное осуществляет творчество чрез относительное. Отдельные этапы создания частного Логоса. Культ Имени. Скрывание имени в религиях древнего мира.
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЛОГОСЕ
Всеобщность распространенности учения о Логосе. Принцип Логоса как принцип формы. Созерцание и мышление. О том, что мышление рождается с момента начала объективирования единого Я в множественность иллюзии. О том, что Логос рождается из стихии Воды. Образ и Слово (Рупа и Нама). О Высшем Логосе.
ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ЛОГОСА
О методе долженствования. О том, что мир человеческих представлений есть мир частных Логосов. О процессе претворения Логоса. Пассивный и активный Логосы. О том, что мир по отношению к человеку есть прежде всего поле последовательных возможностей. Проблема ignoramus и ignorabimus. "Вещь в себе", как самодовлеющая духовная индивидуальность. О возможности закрытой и возможности свободной. Истинная природа "вещи в себе". Понятие об абсолютном частном Логосе и относительном частном Логосе.
АРКАН XV
О МЕСТЕ ЧУВСТВА САТАНИЗМА НА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
О различных циклах пути эволюции человека: полуживотная сонливость, жизнь внешним, неудовлетворенность, приводящая к тоске и эпоха сознательной грусти и мировой тоски. О значении одиночества Ошибочность следования авторитетам О том, что путь эволюции человека есть путь опытного самопознания. Рождение сатанизма на грани утверждения независимости своего Я и сознания себя частью Космического Целого. О том, что сознательное самоотрицание возможно лишь после исчерпывающего самоутверждения и познания его несостоятельности. Об опасностях красоты и ее обмане. Об аскетизме. Воля и сердце. Сатанизм есть самосознание духа, забывшего любовь, а потому ставшего безжизненным.