К.Поппер и Т.Адорно о специфике социального познания
Для понимания Поппера открываешь ссылку http://www.spbgasu.ru/documents/docs_40.pdf и ищешь на 16 странице фрагмент про его мнение о социальных науках.
Далее прочитать эту статью и сконцентрироваться на ответной реакции Адорно с 273 страницы
http://vestnik-npi.info/upload/information_system_15/3/7/8/item_378/information_items_property_764.pdf
Ю.Хабермас: теория коммуникативного поведения (действия). Коммуникативное и стратегическое поведение.
Инструментальное действие отвечает такому подходу к человеческому действию, когда предметные, инструментальные, прагматические критерии выдвигаются на первый план, а социальные контекст и координаты как бы выносятся за скобки. Что же касается стратегического действия в собственном (узком) смысле, то оно как раз выдвигает в центр социальное взаимодействие людей, однако смотрит на них с точки зрения эффективности действия, процессов решения и рационального выбора. В коммуникативном действии акцентируется нацеленность "актеров", действующих лиц, прежде всего и именно на взаимопонимание, поиски консенсуса, преодоление разногласий.
Воплощением инструментального действия Хабермас считает сферу труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются – в соответствии с критериями эффективности, контроля над действительностью – определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием Хабермас уже в работах 60-х годов, понимает такое взаимодействие, по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Это согласие относительно ситуации и ожидаемых следствий основано скорее на убеждении, чем на принуждении. Оно предполагает координацию тех усилий людей, которые направлены именно на взаимопонимание.
Понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены, как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. Поэтому отношение отдельных субъектов к миру всегда опосредованы - и релятивированы - возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию. При этом действующее лицо может выдвигать такие претензии: его высказывание истинно, оно правильно или правдоподобно.
Хабермас Юрген (18 июня 1929). Дюссельдорф, Германия – современный социальный философ.
Философское направление – критическая теория (Франкфуртская школа)
Главные идеи и понятия:
Коммуникативная рациональность,
Свободные от принуждения коммуникации,
Этика дискурса,
Всеобщая прагматика,
Ликвидация идеологии
Взгляды
В центре философских размышлений Хабермаса — понятие коммуникативного разума.
Работа «Познание и интерес» (1968).
1. В этой работе Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой надеется заново осмыслить притязания трансцендентальной философии, увязав последнюю с инструментарием социальных наук.
2. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество.
3. При этом сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку её результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому критике надлежит ещё раз проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства — подчинения.
4. Образцы для Хабермаса - Маркс и Фрейд (сделали важный шаг на пути критического обновления понятия разума). Новое понятие разума критично (но связано с критикой общества, а не только с «критикой разума», как у Канта) и имеет всеобщий характер (как норма процедур, выполняемых коммуникативным сообществом).
Работа «Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции»( 1971)Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О.Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося натеорию речевых актов.
Работа «Теория коммуникативного действия» (1981) – 2 тома
Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом: философское понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт функциональной дифференциации общества.
Диалог философии с частными науками Хабермас иллюстрирует то на примере психоанализа («Познание и интерес»), то на примере теории социальной эволюции («К реконструкции исторического материализма»,1976), то на примере теории общества («Теория коммуникативного действия»), то на примере теории права («Фактичность и значимость»,1992).
Теория познания возможна лишь в качестве теории общества — мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной эволюции (сближаясь в этом пункте с Ж.Пиаже, Т.Парсонсом и Н.Луманом).
Основной мотив критической теории своих учителей, Хоркхаймера и Адорно, Хабермас стремился дополнить теорией демократии (традиция Франкфуртской школы)
В начале 60-х годов Хабермас выдвинул понятие, которое стало ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи. Это понятие — публичность, общественность.
Другая тема - взаимосвязь права и демократии.
В книге «Фактичность и значимость», понятие коммуникативного разума применяется к классической теории суверенитета. Стержнем предлагаемой им теории права является полемика о разделении воли и разума (voluntas и ratio). Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.
ЗНАЧЕНИЕ.
Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурсав 1970-е годы были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики («колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность»и др.).
Основные работы:
- Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. — М.: Весь Мир, 2002. — 144 с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Наука, 1992. — 176 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 2000. — 380 с — («Слово о сущем»).
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. — М.: Весь мир, 2003.
- Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер с нем. О. И. Величко и Е. Л. Петренко. — М.: Изд-во Весь мир, 2008. — 192 с.
- Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. — М.: Праксис, 2010. — 272 с.