Философская антропология. М.Шелер: поиск новой концепции человека.


Э.Мунье: кризис деятельных способностей индивида и способы его преодоления. Проблема творчества.

Персонализм.

Французский персонализм - одно из ведущих философских течений в интеллектуальной жизни Франции первой половины XX в.

Эммануэль Мунье (1905-1950) - основоположник и главный теоретик французского персонализма, профессиональный философ, католик по вероисповеданию.

Датой рождения - октябрь 1932 г. - время выхода в свет первого номера журнала "Esprit" ("Дух").

Э. Мунье - автор работ

"Персоналистская и общностная революция" (1935),

"От собственности капиталистической к собственности человеческой" (1936),

"Манифест персонализма" (1936),

"Персонализм и христианство" (1939),

"Трактат о характере" (1946),

"Введение в экзистенциализм" (1947),

"Персонализм" (1949; рус.пер. 1992),

"Надежда отчаявшихся" (1953; рус пер. 1995).

Центральной проблемой философии персонализма является вопрос об универсальном развитии человека, о личности, что, собственно, и дало название этому учению (от лат. persona - личность).

Однако зарождение понятия личности французские персоналисты связывали с христианством, которое, как отмечал и Мунье, первым заговорило о множественности человеческих душ и призвало каждую из них внутренне приобщиться к божественному. "Глубинный смысл человеческого существования состоит... в том, чтобы переменить "тайну своей души", чтобы принять в нее Царство Божие и воплотить его на Земле".

Идея о воплощении Царства Божия на Земле стала программной. В отличие от традиционного христианства, нацеливавшего человека главным образом на созерцательную жизнь, Мунье и его соратники сделали акцент на жизни активной.

Какова проблематика персонализма?

1. Вопрос о "кризисе человека", который пытаются осмыслить как следствие общего кризиса буржуазной цивилизации. В буржуазном обществе человек, по Мунье, полностью подчинен производству, конкретные люди заменены юридическими абстракциями, а сама капиталистическая цивилизация представляет собой "режим безответственности и эгоизма".В 30-е годы ХХ в.проблема "кризиса человека" в персонализме понимается прежде всего как кризис деятельных способностей индивида, вызванный его участием в капиталистическом производстве, и как упадок духовности.

Теоретики ставили задачу разработать новую концепцию христианства, которая могла бы служить духовной опорой в деле преобразования буржуазной цивилизации на гуманистических основах.

2. Обращаются к практической стороне его жизнедеятельности и пытаются определить РОЛЬ ТРУДА в его жизни черезпонятие "ВОВЛЕЧЕНИЕ". В работе "Персоналистская и общностная революция" Мунье пишет о трех основных измерениях личности: призвании, воплощении и объединении. Человека можно определить как существо, способное трудиться".

Труд есть прежде всего ТВОРЧЕСТВО,

"труд осуществляется ради творчества");

"труд есть средство завершения человека как личности"

"труд возвращает индивида к самому себе");

"труд сопровождается радостью...");

дисциплина труда, его конкретный порядок и строгая определенность организуют человека, давая ему чувство уверенности и вселяя веру в самого себя.

Однако творчески осуществляя себя в труде, человек отрекается от самого себя и делает это ради другого человека, которому он посвящает вой труд. Таким образом, труд выступает изначальным условием подлинно человеческого общения и инструментом воспитания: дух товарищества и любви, господствующий в процессе труда, - вот та основа, на которой создается истинно человеческое, личностное сообщество.

Признавая влияние идей Маркса, Мунье вместе с тем отмечает, что марксизм игнорирует ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, его индивидуальное и коллективное предназначение.

Основное - это попытка связать труд с целостностным самопроявлением личности, осуществляющей себя в качестве субъекта не только производственной, но и нравственной, эстетической, религиозной, в терминологии персоналистов - духовной деятельности.

Отсюда вытекает критика идеологии экономизма. Мунье считает примат экономики не реальным отношением, а буржуазной и антиреволюционной верой.

3. Слово "РЕВОЛЮЦИЯ", бывшее в 30-х г.ХХ в символом борьбы за "светлое будущее", получает своеобразную трактовку. Мунье уверен, что коренное преобразование жизни людей невозможнобез их общих усилий и прежде всего без их духовного возрождения, без духовной революции. При этом любые экономические и социальные перемены, идущие сверху и осуществляемые небольшой кучкой людей, не в состоянии привести к слому изжившую себя систему; они непременно завершатся только перераспределением богатств. По его убеждению, революция должна быть одновременно и духовной и экономической.

4. Душа, ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ, личностное Я человека - тема французского персонализма, Человек, достигший уровня личностного существования, становится субъектом созидания собственно человеческой реальности.

Преобразование действительности из нечеловеческой в собственно человеческую происходит во внутреннем мире личности; ядром духовного мира человека является сознание, но не оно определяет личность и личностное творчество. Мунье подчеркивал значение сознательного выбора личности.

В персоналистской концепции внутреннего мира личности большое значение придается проблеме бессознательного; именно бессознательная деятельность обеспечивает связь человека с целостным миром - дочеловеческим и сверхчеловеческим и открывает особые связи между Я и не-Я.

Мунье подвергает КРИТИКЕ ФРЕЙДИЗМ, особенно его стремление свести все высшие проявления человеческого духа: мораль, искусство, религию - к модификациям внутренних влечений, в результате чего человеческое бытие трактуется как "сплошная животность", и собственно личностные характеристики человека сводятся к безличностному, а ведущим моментом человеческого бытия объявляется принцип удовольствия".В итоге, считает Мунье, нельзя жить любой ценой, даже ценой попрания тех ценностей, которые дают смысл существованию человека.

5.Очевидно, что в персонализме чрезвычайно важное значение приобретает вопрос о САМОСОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ: нет никаких иных способов постижения мира , кроме личностного откровения, то именно на личность ложится ответственность за их обнаружение и проведение в жизнь.

6. Одной из существеннейших тем французского персонализма стала тема межчеловеческого общения

Мунье писал: "Истинным призванием человека является не наслаждение, не господство над природой, не наслаждение полнотой жизни, а постоянно расширяющееся общение сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания".

В итоге Мунье следующим образом формулирует кредо личностного существования: "я существую только в той мере, в какой я существую для другого, и в пределе "быть" означает любить. Эта истина и есть персонализм...". Под любовью понимают новую форму бытия: она даруется человеку по ту сторону его естества, требуя от него возможно полной самореализации в свободе. Акт любви, по Мунье, это неопровержимое cogito человека: "Я люблю, значит, я существую, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить".

7. Художественное творчество и искусство. Ч.прибегает к помощи символического языка, чтобы раскрывать связь человека со священным. По мнению персоналистов, эта цель наиболее полно реализуется в искусстве, Вместе с тем художественное творчество признается вершиной человеческой деятельности: художник "видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в подлунном мире".

Французский персонализм оказал значительное влияние на философские и социальные учение XX в. Персоналистские идеи (наряду с идеями экзистенциализма) в известной мере сыграли роль катализатора в подготовке весенних событий 1968 г. во Франции.

Наши рекомендации