Выраженная афферентная моторная афазия
1) Спонтанная и диалогическая речь состоит
из эмболоподобных речевых штампов или отдель-
ных слов, реже-из коротких стереотипных пред-
ложений. Характерны паузы перед произношением
каждого слова, поиски артикуляций, послоговое
произношение слов. Литеральные парафазии. Сни-
жена речевая активность 2
2) Автоматизированная речь лучше самостоя-
тельной, но это в большей степени касается счета
до 10. Перечисление других затверженных стере-
отипов осуществляется только при подсказке каж-
дого слова 2
3) Отраженная речь в зависимости от услож-
нения воспроизводимого материала нарушается по-
разному. Число звуков, которые воспроизводятся,
больше, чем в диалогической и автоматизирован-
ной речи. Наличие артикуляторного образца об-
легчает нахождение артикуляторного уклада. При
повторении серии звуков, слогов, коротких пред-
ложений появляются пропуски, перестановки, ис-
кажения звукопроизношения, недоговаривание 2
4) Исследование функции называния, как пра-
вило, не обнаруживает различий в обозначении
предметов и действий, но ухудшается при предъ-
явлении сразу нескольких объектов. В одних слу-
чаях наблюдаются замены и искажения, но со-
храняется ритмическая структура слова, в других-
искажается и ритмическая структура слова (недо-
говаривание, пропуски элементов). Встречается и
такой тип нарушений, когда искажение структуры
1 слова сочетается с заменой входящих в него зву-
ков - возникает бессмысленное звукосочетание. Ча-
сто называние возможно при условий, когда на-
чало слова произносится сопряженно с исследо-
вателем. В большинстве случаев подсказка не
помогает 2
5) Произношение речевых звуков определяется
артикуляторными затруднениями (искажение, не-
стойкость и даже отсутствие отдельных артикулем)
и единообразием этих дефектов во всех видах
экспрессивной речи 2
6) Отчетливые нарушения артикуляторного
праксиса 2
7) Возможность чтения вслух обусловлена как
трудностями артикуляций, так и степенью сохран-
ности чтения про себя. Нарушения произношения
при чтении вслух подобны нарушениям в раз-
личных видах устной речи. Прочитанное вслух
может исказиться до неузнаваемости, но иногда
зрительный образ слова способствует нахождению
более четкого артикуляторного уклада. Слова чи-
таются лучше, чем буквы и слоги 2
8) При молчаливом чтении сохраняется спо-
собность нахождения заданного слова в тексте,
понимание простых письменных инструкций,
иногда возможно смутное представление о содер-
жании прочитанного про себя короткого простого
текста. Попытки прочитывания вслух, даже мало
искаженные, тормозят понимание 1-2
9) Самостоятельное письмо отсутствует 3
10) Во всех видах письма под диктовку ошибки
единообразные: пропуски букв, недописанные сло-
ва, замены и редко перестановки букв. Встреча-
ются орфографические ошибки. Правильное по-
вторение диктуемого не обеспечивает правильности
написания и, наоборот, неправильное повторение
не исключает возможности правильного написания.
Письмо иногда облегчается при артикуляторной
подсказке 2
Умеренная афферентная моторная афазия
1) Спонтанная и диалогическая речь фразовая,
но обедненная. Сохраняется возможность в той
или иной мере связно рассказать о себе, отве-
тить на простые вопросы. Речевая активность не-
высокая 1-2
2) Деформация в произношении отдельных ре-
чевых звуков единообразная во всех видах экс-
прессивной речи 1-2
3) Нестандартные литералыше парафазии, для
которых характерны замены одних звуков другими 2
4) Отраженная речь сохраняется, но при вос-
произведении более сложного речевого материала
нарастают произносительные дефекты речи (зву-
ковые замены, искажения артикулем) 1-2
5) Чтение вслух ограничивается простыми тек-
стами и осложняется литеральными паралексиями 1
6) При молчаливом чтении встречаются не-
точности в понимании преимущественно сложных
заданий. Возможно частичное понимание прочи-
танных про себя простых текстов 1
7) Самостоятельное письмо возможно, но при-
митивно. Предложения короткие, простые, стере-
отипные. Разнообразные синтаксические ошибки.
Во всех видах письма единообразные ошибки (ли-
теральные параграфии): пропуски букв, замена од-
них другими, реже перестановки, недописывание
окончании 2