Отраженная речь (повторение)
6. Повторение изолировать& гласных звуков:
а, о, у, и, е, ю;
у, и, а, у, ю, я; и т. д.
7. Повторение изолированных согласных звуков:
эм, эр, рэ, с, д, к;
т, з, х, эл, п, эн.
*8. Повторение слогов-тршрамм:
лив, кет, бун, шом, тал, гис;
шом, бун, тал, гис, лив, кет.
9. Повторение серии 3-х сложных гласных звуков:
аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;
уао, оау, ауо, уоа, аоу, оуа.
10. Повторение серии оппозиционных слогов:
ба-па, па-ба, ка-ха, са-за,
да-та-да, та-та-да.
При грубых нарушениях повторения, для уточнения меха-
низмов этих дефектов могут быть использованы пробы 10а и
106, направленные на исследование преимущественно слухо-
речевого гнозиса. При отсутствии грубых расстройств повто-
рения эти пробы практически не используются.
10а. Различение изолированных гласных звуков и их серии.
Выполняется по условно-рефлекторной методике: исследуе-
мый поднимает руку при произношении экспериментатором
«а» и не поднимает при произношении «у» и так далее. В каж-
дой из серии положительным стимулом является первый по
порядку:
а-у-у-а-у-а;
ау-уа-ау-уа-уа-ау;
аоу-ауо-оау-аоу-ауо-оуа.
106. Дифференцирование близких по звунанию слогов, слов и
звукосочетаний (инструкция та же, что и в предыдущей пробе):
да-та-да-да-та-та
коса-коза-коза-коса-коза-коса
лопата-лобата-лопада-лопата-лобата-лопата
*11. Повторение простых и сложных слов:
дом, работа, водопровод, полководец, стратостат,
электроэнцсфалография;
мак, сорока, библиотека, трубопровод, приват изация,
кораблекрушение.
*12. Повторение предложений:
Я иду в кино;
Наступила весна, но снег в лесу не растаял;
Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким
забором;
Я рисую дом;
Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь;
Поезд, который отправляется ночью, всегда прибывает
вовремя.
*13. Повторение серии слов, не связанных по смыслу (ин-
тервал между словами 1-2 сек):
дом-лес ночь-план-лист
луч-мак мост-ключ-груз
сон-бег гром-ноль-клад
кухня-ферма-кофта-пушка
соска-дамба-лодка-цапля
капля-тумба-лента-сушка
Пробы №№ 13—16 направлены преимущественно на исс-
ледование слухо-речевой кратковременной памяти.
*14. Повторение серии слогов-триграмм:
бун-лец рел-зук-тиз
кет-лаш кет-бун-шом
зук-тиз лив-цис-тал
бун- цис- кет-лаш
лед-зук-рел-тиз
шом-лив-гис-тал
В пробах №№ 15—16 испытуемому необходимо запомнить
предъявляемые последовательно две серии речевых стимулов
и после однократного воспроизведения первой, а затем и вто-
рой серии, через 5 сек вновь вернуться к припоминанию пер-
вой серии. С помощью этих проб исследуется прочность удер-
жания следов в условиях интерфериругощей деятельности, ана-
лизируются ошибки, проявлягощиеся в виде парафазий,
персевераций, конфабуляторных элементов и т. п.
17. Название реальных предметов:
стул, часы, карандаш, пуговица, люстра, циферблат.
*18. Называние частей тела:
глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы.
*19. Называние изображений предметов, например:
1-я серия 2-я серия
очки ключ
утюг ножницы
пила топор
кофейник самовар
клещи циркуль
якорь пистолет
На рис. 1 (см. Приложение) изображены предметы, встре-
чающиеся в обиходе как довольно часто, так и относительно
редко. В предъявляемом испытуемому (последовательно) набо-
ре из 6 изображений предметов следует предусмотреть как ча-
сто, так и редко встречающиеся предметы. Этот же набор мож-
но использовать для исследования классификации — нахож-
дения больным категориальных названий предметов, на-
пример: пила, топор, клещи — инструменты и т. д., а также
для называния качества предметов или действий с их по-
мощью.
*20. Называние действий1
Показывают больному изображение предмета (рис. 1 При-
лож.) и просят сказать, для чего он служит, например:
топор — рубить весы — взвешивать
ножницы — резать пистолет — стрелять
утюг — гладить циркуль — измерять
В другом варианте этой пробы просят больного назвать
действия, отраженные на соответствующих картинках (рис.
2а, 26, 2в, 2г). Эти же рисунки можно использовать для
составление краткого рассказа на тему обозначенных дей-
ствий.
При выполнении проб на называние главное внимание об-
ращают на поиск больным нужного названия, помогает ли при
этом подсказка первых 1—2 фонем и контекст, на характер
парафазий, различия в назывании окружающих предметов и
частей тела, с одной стороны, и изображений предметов и дей-
ствий — с другой.
Подводя итог анализа особенностей выполнения заданий всех
проб на оценку экспрессивной речи необходимо учитывать: темп
речи, ее мелодические и интонационные характеристики, тенден-
ции к логорее, плавность речи — напряжение, запинание, затруд-
нение приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски
артикуляций, способность плавного перехода от одной артикуле-
мы на другую, особенности парафазий, лабильность литеральных
парафазий и др. (см. шкалу для оценки специфических дефектов
речи). Для этой цели весьма целесообразно записывать образцы
речи на магнитофоне, предваряя запись упоминанием Ф. И. О.
больного и даты исследования.