В. Самооценка эмоционального состояния
Как уже говорилось выше, самооценка эмоционального состояния проводилась с помощью тестов Ч.Спилбергера—Ю.Л.Ханина и Н.Я.Батовой.
Изучение уровня личностной и реактивной тревожности с помощью теста Спилбергсра—Ханина выявило, что высокий уровень личностной тревожности имеют 52% студентов консерватории и 41% студентов МГУ. Высокие показатели реактивной тревожности также отмечаются значимо чаще у обследованных студентов-вокалистов, чем у студентов МГУ (34% и 18% соответственно, р<0,05).
Выше представлены средние данные самооценки своего текущего состояния методом идентификации его с эталоном (картинкой, изображающей эмоции разного знака и интенсивности) по методу Н.Я.Батовой для всей выборки студентов МГУ, для «правшей» и для «левшей» (Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, 1992).
Средние данные по выборке музыкантов были следующими: большинство испытуемых (73%) идентифицировало свое состояние с эмоциями средней интенсивности, из них 32% — с положительными, а 41% — с отрицательными. Многие испытуемые (27%) в качестве адекватных своему текущему эмоциональному состоянию избрали эталоны, выражающие интенсивные отрицательные (17%) или интенсивные положительные (10%) эмоции. По сравнению со студентами МГУ среди студентов консерватории в полтора раза больше лиц, оценивающих свое текущее эмоциональное состояние как очень интенсивное. Второе отличие музыкантов от немузыкантов состоит в
том, что если у немузыкантов преобладает разной интенсивности положительное эмоциональное самочувствие (63%) над отрицательным (37%), то большинство музыкантов отождествляют себя с эмоционально-отрицательными эталонами (58% и 42% соответственно).
Первое отличие этих двух выборок испытуемых можно интерпретировать как склонность музыкантов к более интенсивным эмоциональным переживаниям, второе — как их большую склонность к отрицательным эмоциональным состояниям (по сравнению с немузыкантами).
Важно отметить и третье отличие. Под влиянием просмотра неприятных картинок («эмоциональная интерференция») достаточно большое число музыкантов (36%) изменяли показатели самооценки своего текущего эмоционального состояния. Это была замена сред не-положительной оценки на средне-отрицательную, сред не-отрицательной на максимально отрицательную или даже умеренно-положительной на сильно отрицательную. Немузыканты под влиянием эмоциональной интерференции своих оценок не меняли (отмечались лишь единичные случаи). Таким образом, группу музыкантов от немузыкантов отличает также большая чувствительность самооценки к эмоциональному воздействию (интерференции).
Сопоставление типов межп олуш арной асимметрии с эмоциональной самооценкой обнаружило, что лица с «чистым» правым профилем асимметрии чаще оценивают свое текущее состояние как умеренно положительное, и на их оценку эмоциональные помехи не оказывают какого-либо влияния. Однако у лиц со смешанным типом асимметрии (подавляющее большинство), особенно у амбидскстров, леворуких и левшей, наблюдается большой разброс показателей самооценки (от максимально положительной до максимально отрицательной). Под влиянием эмоциональной помехи они могут изменить свою оценку по интенсивности и даже — по знаку. Подобная картина более типична для студентов консерватории.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что группа музыкантов (студенты консерватории) существенно отличается по распределению видов и типов межполушарнои асимметрии мозга от нсмузыкантов (студентов МГУ того же возраста и пола). Эти различия состоят прежде всего в накоплении у музыкантов признаков амбидскстрии и доминирования правого полушария (особенно — у женщин) и в меньшей выраженности правосторонней асимметрии (особенно — в моторной системе).
Результаты самооценки своего эмоционального состояния также отличаются у музыкантов и немузыкантов. У музыкантов по сравнению с нсмузы-кантами более выражены признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дезадаптации, выше реактивная и личностная тревожность, они более склонны к отождествлению себя с эталонами, изображающими интенсивные эмоции, чаще выбирают эмоционально-отрицательные эталоны как адекватные своему текущему состоянию по сравнению с немузыкантами. Их эмоциональные самооценки подвержены влиянию помех в большей степени, чем у студентов МГУ. Все эти данные указывают на выраженную специфику эмоционально-личностных качеств у музыкантов.
Нейропсихологический анализ эмоционально-личностной сферы разных уровней делает еще пер
вые шаги. Однако уже полученные результаты по
сопоставлению эмоциональных реакций, эмоциональных состоянии и эмоционально-личностных качеств с особенностями межлолушарной организации мозга свидетельствуют о большой перспективности этого пути разработки проблемы типологии эмоции
Л.Я.БЛЛОНОВ, В.Л.ДЕГЛИН, Н.Н.НИКОЛАЕНКО О РОЛИ ДОМИНАНТНОГО И НБДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЙ В РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ
В настоящее время появляется все больше данных, свидетельствующих о значении функциональной асимметрии больших полушарий для аффективной сферы. Наши данные получены при проведении электросудорожной терапии методом ун плате рал ьных припадков (УП), которые вызываются нанесением электрического раздражения на одну сторону головы — правую или левую. Ранее нами было показано, что после правосторонних УП наблюдается сдвиг в сторону положительных эмоций — улучшается настроение, появляются эйфория, благодушие, эмоциональное размягчение. После левосторонних УП наблюдается сдвиг в сторону отрицательных эмоций — ухудшается настроение, появляются дисфория, тревога, чувство душевного дискомфорта. В настоящей работе сделана попытка проанализировать условия, способствующие эмоциональным сдвигам, и выяснить значение функциональной асимметрии полушарий для эмоциональной экспрессии.
ЭЭГ-анализ эмоциональных сдвигов после УП.У 40 больных, у которых в курсе судорожной терапии чередовались правосторонние и левосторонние УП, наряду с оценкой эмоционального состояния производилась регистрация ЭЭГ, начинавшаяся до припадка и непрерывно продолжавшаяся в течение 1 —1 ч после припадка. Исследовано 157 УП (86 правосторонних и 71 левосторонний). После правосторонних УП улучшение настроения наблюдалось в 47 случаях (55%), ухудшение в 5 случаях (6%). После левосторонних УП ухудшение настроения наблюдалось в 33 случаях (46%), улучшение — в 2 случаях (3%). Остальные УП не сопровождались четкими эмоциональными сдвигами. После УП на ЭЭГ появляется межпо лушарная асимметрия (МПА), Выделены три типа МПА: первый — доминирование дсльта-