З) Диагностика межличностных отношений Т.Лири
Опросник
I | 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем |
II | 5. Обладает чувством достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявлять безразличие |
III | 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим |
IV | 13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявлять недоверие 16. Часто разочаровывается |
V | 17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый |
VI | 21. Благодарный 22. Восхищающийся, склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения |
VII | 25. Способен к сотрудничеству 26. Стремится ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный, ласковый |
VIII | 29. Деликатный 30. Одобряющий 31. Отзывчивый на призывы о помощи 32. Бескорыстный |
I | 33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется у других уважением 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность |
II | 37. Уверен в себе 38. Самоуверен, напорист 39. Деловитый, практичный 40. Любит соревноваться |
III | 41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый, прямолинейный |
IV | 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный |
V | 49. Легко смущается 50. Не уверенный в себе 51. Уступчивый 52. Скромный |
VI | 53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других |
VII | 57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный, уживчивый 60. Добросердечный |
VIII | 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный, мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый |
I | 65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный |
II | 69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый, расчетливый |
III | 73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен |
IV | 77. Озлобленный 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит свои обиды |
V | 81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий |
VI | 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак |
VII | 89. Легко поддается влиянию друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует |
VIII | 93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен, терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать |
I | 97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный |
II | 101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый |
III | 105. Язвительный, насмешливый 106. Злой, жестокий 107. Часто гневлив 108. Бесчувственный, равнодушный |
IV | 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый, подозрительный |
V | 113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться 116. Мягкотелый |
VI | 117. Почти никогда и никому не возражает 118. Навязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив |
VII | 121. Стремится сыскать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Любит всех |
VIII | 125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой |
Инструкция
Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.
Тестовое задание
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.
4. Не чувствую, что являюсь членом группы.
5. Живу и существую отдельно от нее.
6. Не знаю, затрудняюсь ответить.
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти.
2. Скорее перешел бы, чем остался.
3. Не вижу никакой разницы.
4. Скорее всего, остался бы в своей группе.
5. Очень хотел бы остаться в своей группе.
6. Не знаю, трудно сказать.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве классов.
4. Не знаю, трудно сказать.
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве классов.
4. Не знаю.
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю.
Спасибо!
Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора
Описание
Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.
Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.
Ключ к тесту
№ вопроса | Вариант ответа | Балл | № вопроса | Вариант ответа | Балл |
I | III | ||||
IV | |||||
II | |||||
V | |||||
Интерпретация результата
Уровни групповой сплоченности:
· 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности;
· 12–15 баллов – выше среднего;
· 7–11 – средний;
· 5–6 – низкий.
Процедура проведения.
Каждому обследуемому выдается листок с напечатанными вопросами:
1. Что здесь происходит и кто эти люди?
2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим?
3. Что думает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет?
4. Что произойдет дальше, чем все закончится?
А также индивидуальнаяИнструкция следующего содержания:
"Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. Вам будут последовательно предъявляться картинки. В Вашем распоряжении немного времени для того, чтобы рассмотреть изображение и затем пять-десять минут для того, чтобы составить по нему историю. Перед вами лежит двойной тетрадный лист, полстраницы для сочинения рассказа по каждой из 6 картинок. Если потребуется больше бумаги, Вы можете использовать дополнительные листы.
Каждый раз Вам предлагается ответить на одни и те же 4 вопроса. Они должны Вам помочь в кратчайшее время объединить все существующие части в полную историю. Старайтесь затратить на каждую картинку не более 10 минут. В этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какая Вам придет в голову. Рассказов может быть более одного на каждую картинку. Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, что изображено на картинке. Сочините историю. Работайте как можно быстрее, чтобы уложиться во времени. Помните: речь не идет о красивом стиле или о чистописании. Если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните ее и пишите дальше. Если Вам требуется больше места, то используйте обратную сторону листа".
Тестирование следует проводить в комнате, где нет посторонних людей, и испытуемый чувствует себя свободно.
При групповом тестировании стимульный материал может экспонироваться на экране в виде диапозитива.
Стимульный материал.
Порядок обработки результатов.
Каждый рассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью "ключа", помогающего расшифровке текста; выделяются категории мотивации достижения успеха - латинскими буквами "Hb" - и мотивации избегания неудачи - "Еm". Затем подсчитывается количество этих категорий по каждому виду мотивации вначале для отдельных рассказов, затем по всему эксперименту в целом. Общее количество категорий для каждого из видов мотивации свидетельствует о степени ее интенсивности. Каждая категория количественно приравнивается к одному баллу.
Ключи для оценки показателей теста используют краткие обозначения латинскими буквами, которые соответствуют немецким терминам, отражающим сущность феноменов, приведенных здесь по-русски. Чтобы не перегружать текст и не распылять внимание, немецкие термины здесь опущены.
Ключ для выявления "надежды на успех" ("Нb"), включает в себя:
1. Потребность в достижении и успехе ("В"), которая засчитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как "В". Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не "В", а "Еm" (ожидание неуспеха).
2. Инструментальная деятельность ("I")."I" учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределах рабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению или разрешению задачи без помощи других. а). Все высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности ("заканчивать", "заключать", "завершать") не учитываются как "I". б). Все высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат) не учитываются как "I". в). Высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо в работе не учитываются как "I". Все высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить, не учитываются как "I"). г). Так же все высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т.д. не учитываются как "I". д). так же как и все высказывания, которые учитываются как "Im" (избегание неуспеха). Напротив: "внимательно", "тщательно" и т.д. "слушать или смотреть" или "слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делать самостоятельно" - это "I". Для оценки "I" должна быть названа фактическая деятельность.
3. Ожидание успеха ("Е"). Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как "Е". Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается так же как "E". Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то "Е" не учитывается, так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, из чего можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно (условно). Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.
4. Похвала ("J"). "J" учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. В качестве награды могут служить всякие материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность.
5. Положительное эмоциональное состояние ("g+"). В качестве "g+" учитываются все положительные эмоциональные состояния в пределах направленной на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению знанием, достижению или успеху. Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения учитываются как "g+", если они относятся к успешной деятельности. Как "g+" не учитываются такие высказывания, касающиеся положительного эмоционального состояния, которые одновременно выражают ожидание успеха. Во избежание двойного учета в этих случаях засчитывается только "Е".
6. Тема успеха ("Th") - это оценочная категория, которая учитывается в рассказе при наличии определенных признаков успеха и при отсутствии показателей неуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния ("g-") и ожидания неуспеха ("Еm"), Тема успеха учитывается:
а) Когда из категорий успеха имеется по меньшей мере "В" или "Е".
б) Когда из категорий неуспеха нет ничего, кроме "g-" и "Еm". О рассказах, отвечающих этим условиям, можно сказать, что содержавшаяся в них деятельность определяется скорее надеждой на успех, чем страхом перед неуспехом. Наличие других, не относящихся к деятельности тем, не влияет на учет "Th".
Ключ для выявления страха перед неуспехом ("Fm").
1. Потребность в избегании неуспеха ("Bm"). "Вm" учитывается во всех случаях, когда открыто высказывается или может быть выявлена по некоторым признакам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.
1). "Bm" учитывается, когда одно или несколько лиц в истории ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. Если отрицательно сформулированное намерение, надежда или желание находятся в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать вывод о кроющейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (но не избегание неуспеха!), то учитывается "В", а не "Bm". Если желания или надежды относятся к обстоятельствам, которые находятся вне сферы влияния и деятельности желающего, то "Bm" не учитывается. Конечно, "Bm" не учитывается, если слово "должен" указывает на действие по заданию.
2). "Вm" учитывается, если одно или несколько лиц в рассказе высказывают желание или надежду, чтобы случилось что-нибудь, что могло бы предупредить, предотвратить или ослабить возможный неуспех.
3). Желания высказываемые в сослагательном наклонении при наступлении неуспеха, учитываются как "Bm".
4). Когда кто-либо колеблется, не может решиться или боится предъявить свою работу другому, или же выполнить работу на глазах другого, потому что боится неуспеха, а также порицания - это "Вm". Но высказывание не учитывается, когда бывает ясно, что речь идет лишь о социально обусловленных опасениях и чувстве неполноценности, которые не базируются на неудаче.
2. Инструментальная деятельность для избегания неуспеха ("Im"). "Im" учитывается, если кто-нибудь что-то делает, или собирается делать, чтобы избежать им самим вызванного отрицательного исхода направленной на достижение деятельности, а также, чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха.
а) Сюда относятся прежде всего все виды инструментальной деятельности, явно служащие для избегания неуспеха.
б) Часто эти инструментальные деятельности состоят из контроля и проверок собственной активности, предпринимаемой по собственной инициативе.
в) Иногда уже имеется неудача, которая побуждает к особой инструментальной деятельности.
г) Также, когда высказывания о деятельности имеют положительную формулировку, но явно представляют собой реакцию на предшествующий неуспех, учитывается "Im".
д) "Im" учитывается также, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха, что бы он для этого не предпринимал. Сюда относятся также случаи, когда кто-либо не принимает или отвергает оправданную критику.
е). Наконец, "Im" учитывается, когда кто-либо пытается изолировать себя от неуспеха посредством отговорок и приукрашиваний (рационализация и ложь). Не учитываются как "Im" все случаи обмана и подделки, при этом не учитываются и все остальные категории. 2). "Im" учитывается, когда кто-либо: а) предъявляет свою работу другому для оценки или проверки (без требования) или б) обращается к другому за советом и помощью, чтобы избежать трудностей, возникших в работе. Речь всегда идет о привлечении и временном участии другого в собственной работе. "Im" учитывается также; когда кто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификацией обладает не он сам, а только другой.
3). "Im" учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется, ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв, думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющим отношения к данной деятельности.
а) Должно быть оговорено, что человек делает или сделал вместо направленной на достижение деятельности;
б) Прерванная деятельность должна выполняться самим человеком. Перерывы и посторонние деятельности, включаемые после основной целенаправленной деятельности, не учитываются как "Im", так же как и плановые перерывы в работе.
Если деятельность человека прерывается кем-то другим, то "Im" учитывается в одном особом случае - когда из текста совершенно ясно, что это нравится работающему человеку.
3. Ожидание неуспеха ("Еm"). Ожидание одного или нескольких лиц, того, что в процессе деятельности наступит неуспех, или любая другая высказанная неуверенность по поводу возможности достижения цели, учитывается как "Еm". Во всяком случае, должно быть исключено четкое положительное ожидание успеха.
Ожидание неуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним из лиц в рассказе, а не быть объективной констатацией факта рассказчика. Ожидание неуспеха учитывается также и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению другого. "Еm" учитывается также тогда, когда ожидание неуспеха относится к явлениям, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния. В качестве "Еm" учитывается также боязнь или ожидание социальных последствий возможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом и отрицательным эффектом (наказание).
Желания и надежды ("надеяться", "надеюсь"), относящиеся к достижению собственной цели, всегда отражают известную уверенность в успехе. Они учитываются не как ожидание неуспеха ("Еm"), а как потребность ("В' или "Вm").
4. Открытая критика, высказываемая каким-либо человеком в рассказе по поводу деятельности, достижений или способности другого, учитывается как "Т". Критика должна отражать недостатки в деятельности, (Связанной с достижениями, в которой участвует данное лицо. В качестве "T" учитывается не только порицание, "нагоняи", но и предупреждение, насмешка, наказание, штрафные задания, увольнение за плохую работгу и т.д.
Напротив: "Учитель думает: этот лентяй опять ничего не выучил" - не "Т", так как здесь речь идет не об открытой критике. "Т" не учитывается, если кто-либо лишь отмечает недостатки работы другого, например: если преподаватель ставит ученику плохую оценку, не высказывая при этом упрека. Также не "Т" в том случае, когда кого-либо упрекают в безделье. Порицание или наказание за подделку, обман или халтуру не учитывается как "Т"."Т' учитывается также и тогда, когда рассказчик оставляет открытой возможность порицания. Если рассказчик оставляет открытым вопрос о том, успешной или неуспешной будет деятельность человека, и в зависимости от этого получит похвалу или порицание, учитывается только "Т".
5. Отрицательное эмоциональное состояние ("g-"). В качестве "g-" учитывается отрицательное эмоциональное состояние во время деятельности, связанное с неуспехом, неспособностью продолжить деятельность или вообще с работой.
Отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспехом другого человека в рассказе учитывается как "g-". Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу того, закончится работа успехом или неуспехом и в зависимости от этого будет положительное или отрицательное эмоциональное состояние, то учитывается только "g-". "g-" не учитывается, если кто-либо испытывает зависть, потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается она также и тогда, когда кто-либо при достижении цели испытывает неуверенность или растерянность. Напротив, отрицательным эмоциональным состоянием считается "возбуждение" при выполении деятельности. В качестве "g-" не учитываются все высказывания, отражающие отрицательные эмоциональные состояния, сопровождающиеся одновременно ожиданием неуспеха. Во избежание двойного учета в этих случаях учитывается только "Еm" (ожидание неуспеха).
6. Неуспех ("m")."m" учитывается, если деятельность оканчивается неуспехом, а так же если в рассказе упоминается неуспех в прошлом, который не устраняется соответствующим лицом.
"m" учитывается также: а) Если неуспех (в том числе и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможный или вероятный.
б) Если история после неуспеха заканчивается положительными намерениями или заканчивается инструментальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когда эта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход.
в) Если констатируется неуспех какого-либо лица в рассказе, который в дальнейшем устраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех.
г) Если неуспех лишь частичный, но отмечается четко, "m" не учитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом даже при содействии других людей.
Под достижением "собственно цели" следует понимать не только исправление неправильно изготовленного объекта работы (деталь или документ), но овладение рабочим процессом, учебным материалом или готовность к деятельности, а также исправление неправильностей путем дополнительной работы.
"m" также не учитывается: а) Если рассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможности. Также когда рассказчик ставит в зависимость неуспех от условия,
б) Если неуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе или рассказчиком, или если в конце рассказа ясно указывается, что в конце концов все закончится хорошо.
в) Если отчетливо указывается на то, что неуспех вызван чисто внешними обстоятельствами, за которые соответствующее лицо не может быть ответственно. Примечание: Безделье и лень не являются неуспехом, так как здесь речь не идет о невыполнении какой-либо деятельности, поэтому "m" не учитывается. Также и в тех случаях, когда ученик не выполняет домашнего задания или невнимателен, "m" не учитывается. Если же эти недостатки влекут за собой невыполнение поставленных задач (например, контрольная работа), то учитывается "m".
7. Тема неуспеха ("Thm"). "Thm" - это оценочная категория. Она учитывается в рассказе при наличии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха за исключением инструментальной деятельности ("I"), "Thm" учитывается:
а) Если из категорий неуспеха присутствуют по крайней мере "Вm" или "m".
б) Если из категорий успеха не присутствует ничего, кроме "I".
В отношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можно предположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяется скорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех. Наличие других, не связанных с успехом или неуспехом побочных тем, не влияет на учет "Thm".
Общие положения.
1. Каждая категория обоих ключей учитывается только тогда, когда соответствующее высказывание относится к деятельности. Высказывания должны относиться к тематическому комплексу: "работа", "достижение и профессия". Если на передний план выдвигаются другие темы, например, социальные: общение, престиж, боязнь начальства или другие: удовольствие, игра, агрессия и т.д., то здесь речь не идет о деятельности, направленной на достижение. Если в рассказе упоминается рабочее место, задача, обучение, начальник, то деятельность предполагается, когда эти упоминания не относятся к каким-либо посторонним категориям. Ситуации, связанные с оценкой и обучением (деятельность и потребность обучающего или оценивающего - преподавать, разъяснять, оказывать помощь, исправлять) не учитываются, как относящиеся к достижению, так как эти деятельности или потребности вытекают из социальных отношений преподавателя и ученика, ученика и мастера и т.д.
Если обучающий (что бывает редко) указывает на ценность своей собственной деятельности, то это также не учитывается. Только в тех случаях, когда обучение или оценка другого без сомнения относится к успеху или неуспеху, например, выражается желание быть хорошим преподавателем или соответственно поддержать реноме фирмы - потребности считаются относящимися к достижению.
2. Высказывания по поводу деятельности, которая квалифицируется как возможная или вероятная, рассматриваются как определенные и учитываются за исключением случаев, когда в дальнейшем четко указывается отсутствие вероятности или малая вероятность этого события. Если удается альтернатива без окончательного решения, то обе возможности учитываются как определенные. Исключением являются все альтернативные высказывания, связанные с исходом деятельности. Обычно это относится к положительному или отрицательному эмоциональному состоянию ("g+","g-"), а также к похвале или порицанию ("J", "Т'). Тогда учитывается только отрицательная возможность - "g-" или "Т'. Если альтернативное выcказывание касается исхода самой деятельности (например: "Его ожидает либо успех, либо неуспех"), то ответ никак не учитывается. То же в отношении условных высказываний (если, в случае...), которые учитываются как относящиеся к деятельности.
3. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему.
4. "Е" и "Еm" учитываются только тогда, когда речь идет о мыслях или высказываниях героев рассказа, а не об объективной констатации, мнении и комментариях рассказчика.
5. Высказывания, связанные с 3-м вопросом инструкции, рассматриваются в качестве мнений, высказываний, намерений людей, описанных в рассказе, даже если это специально не указывается (если только в тексте это явно не отрицается).
6. Категории обоих ключей могут учитываться на основании двух или более высказываний в рассказе. Противоположные категории обоих ключей, как например, "Е" и "Еm", "g+" и "g-", могут учитываться в одном рассказе одновременно. (Только темы успеха и неуспеха взаимно исключают друг друга: один рассказ может содержать либо одну, либо другую тему, хотя может не быть ни той, ни другой).
7. Если неясно, к какой категории относится высказывание, и это невозможно разрешить при помощи ключа, то не ни одна оценка не учитывается.
Интерпретация.
Опыт работы с методикой показал, что средний уровень выраженности интенсивности мотивации достижения составляет 12 баллов, а мотивации избегания неудачи-6, то есть соотношение их в среднем 2/1. Помимо количественной обработки производится - и это очень важно - содержательная интерпретация рассказа. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты:
· тематический комплекс;
· наличие потребности достижения успеха или избегания неудачи;
· чем определяется деятельность достижения - надеждой на успех или ожиданием неуспеха;
· перспективы удовлетворения потребностей;
· препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);
· отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);
· средства преодоления;
· наличие других потребностей.
Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея. По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого.
Обращается внимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.). Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проходимого исследования.
По мнению Л.Н. Собчик, опыт применения мотивационного теста в комплексе с другими психодиагностическими методиками: СМИЛ, МЦВ - метод цветовых выборов, ДМО - метод диагностики межличностных отношений , метод портретных выборов показал следующее.
Высокие баллы мотивации достижения (выше 14 баллов) характерны для личностей гипертимного склада, возбудимых, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой.
Напротив, высокие баллы показателей мотивации избегания неуспеха (выше 10 при заниженной мотивации достижения) характерны для личностей гипотимного склада, тормозимых, тревожных, неуверенных в себе, сензитивных, с низкой самооценкой.
Нулевой показатель по мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, "ищущих признания", импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных.
Низкие показатели мотивации достижения характерны для депрессивных состояний, невротических расстройств, а также для личностей, отличающихся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимистичностью.
з) Диагностика межличностных отношений Т.Лири
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Инструкция Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите напротив нее «да». Если не соответствует – ничего не пишите.
Одновременно или последовательно можно оценить предложенные характеристики с точки зрения "Я- в идеале" (каким хотите быть), а также того, как подходят эти характеристики какому-либо интересующему вас человеку - "мой партнер". Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте.
Опросник
I | 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем |
II | 5. Обладает чувством достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявлять безразличие |
III | 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим |
IV | 13. Любит поплакаться 14. Ча Наши рекомендации
|