Часть III. Семо этапов исследования с помошою интервью
Для качественных исследований нет подобного набора стандартных наглядных способов представления данных. Однако существует несколько возможностей, таких как дерево основных категорий и субкатегорий, диаграммы с рамками и стрелочками, показывающие основную последовательность действий в рассказе и так далее.
Если у исследователя есть художественные способности, то результаты интервью можно представить в виде рисунков. Обращаясь к различным областям, датский профессор архитектуры обнаружил, что ни в лекциях, ни в книгах не может передать студентам все, что считает важным, об архитектуре модернизма и постмодернизма. Тогда он прибег к коллажам, с помощью которых смог лучше, чем словами, объяснить современную ситуацию в архитектуре — на коллажах он помещал здания в неожиданные контексты, изменял угол зрения, например, оперный театр поместил на дно моря (Lund, 1990). Созданные им коллажи сами по себе обладали эстетической ценностью и сейчас демонстрируются в картинной галерее.
СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ЭТОЙ КНИГЕ
В этой книге были использованы различные виды писательского творчества на тему об исследовательском интервью. Как иллюстрации различных форм расшифровки одного и того же высказывания использовались цитаты из интервью. Цитаты использовались и как материал для интерпретации значения поведения, связанного с оценками, — конкуренции и лицемерия. Большие фрагменты из интервью о научении и об оценках, а также из терапевтических и философских бесед были приведены в качестве типичной конкретной формы проведения интервью. Исследование об оценках на протяжении всей книги использовалось как случай — для того, чтобы обрисовать слабые и сильные места исследовательского интервью.
Было несколько попыток использовать форму нарратива, например, мое личное описание пяти эмоциональных фаз проекта интервью и более формальное описание семи стадий исследовательского интервью. Ответ на «вопрос о 1000 страницах» был дан в форме деконструктивистскои сказки, в которой были разрушены предрассудки и предубеждения, содержавшиеся в вопросе, и на первый план выдвинуты альтернативные конструкции, обогащающие анализ интервью. Чтобы проиллюстрировать противоречия идеи обладания смыслом как частной собственностью, &Ь1Л создан короткий воображаемый разговор. Чтобы конденсировать смысл оттенить определенные значения, были использованы метафоры, напр
Глава 14. Работа над отчетом
мер, исследователь как шахтер и путешественник, или дилемма терапевтического исследования как Сцилла и Харибда. Рисунок, на котором изображены два профиля, составляющие контуры вазы, был попыткой визуализировать диалогическую природу исследовательского интервью.
Если придерживаться метафоры исследовательского интервью как путешествия, то и книгу можно читать как отчет путешественника об исследовательском интервью. Это подчеркивается еще тем, что путь пролегает по семи ступеням — от первоначальной идеи до окончания отчета. Предлагаются практические советы для других путешественников, которые будут исследовать те же районы, приводятся отчеты о реальных и воображаемых беседах, которые путешественник вел по пути, даются результаты размышлений о встретившихся на пути событиях.
Когда интервьюеры-путешественники возвращаются из своих бесед с людьми домой, их сказки вступают в новые разговоры с исследовательским сообществом и широкой публикой. Следующую, заключительную главу предваряют два разговора, представляющие прямо противоположные понимания отчета путешественника об исследовательском интервью.
Часть IV. ЗАКЛЮЧЕНА
Ha протяжении всей книги я рассматривал интервью и исследования с их помощью как формы беседы. Интервью трактовалось буквально как inter view (междувзгляд). Интервьюер-исследователь в первой главе был описан как путешественник в незнакомой стране, который учится, беседуя с местными жителями. Когда путешественник возвращается домой с рассказами о встречах в далекой стране, он может обнаружить, что слушатели реагируют на его истории совершенно по-разному. В заключительной главе я перехожу от первоначального разговора интервьюера со своими собеседниками к его разговорам об этом интервью с другими.
Глава 15.
Разговоры об интервью
Иногда исследователю, проводившему интервью, легче провести беседу с респондентом, чем обсуждать его с коллегами. Эта последняя глава выходит за рамки разговора с интервьюируемыми и посвящена разговорам об интервью в исследовательском сообществе и обществе в целом. Сначала мы обратимся к стандартным возражениям против проведения исследовательского интервью, так сказать, внешним препятствиям, а затем обсудим некоторые внутренние проблемы применения качественного исследовательского интервью. В конце мы обратимся к изучению обычных человеческих разговоров, используя опыт исследования разговоров в интервью.