Часть III. Семь этапов исследования с ломошью интервью
Глава 8. Качество интервью
вопросами?». Сама форма вопроса включает «парадокс лжеца» — ответ: «Да, это серьезная опасность» — может быть спровоцирован самой наводящей формой этого вопроса, а ответ: «Нет, это не так» — может демонстрировать, что наводящие вопросы не влияют на результат.
Существует установленный факт — даже небольшое изменение формы вопроса в опроснике или в опросе свидетелей может повлиять на ответ. Когда публикуются результаты исследований общественного мнения в избирательной кампании, то сторонники политических партий, получивших низкий рейтинг, обычно немедленно начинают искать отклонения в формулировках вопросов. В психологическом эксперименте, изучавшем надежность свидетелей, разным участникам показывали один и тот же фильм, в котором сталкивались две машины, а потом просили оценить их скорость. Среднее значение скорости в ответах на вопрос: «Как быстро шли машины в тот момент, когда они врезались друг в друга?» равнялось 41 миля в час. Другие эксперты, которые видели тот же фильм, но при этом в вопросе слово врезались было заменено на слово вошли в контакт, в среднем оценили скорость как 32 мили в час (Loftus, Palmer, 1974). Политики очень хорошо умеют переформулировать наводящие вопросы репортеров, но если наводящие вопросы задают тем, кого легко сбить с толку, например маленьким детям, то данные исследований могут получиться не соответствующими действительности — ключевой вопрос для тех, кто сегодня занимается проблемой насилия над детьми.
Часто, зная, что формулировка вопросов может исподволь влиять на содержание ответа, исследователи забывают, что наводящие вопросы являются существенной частью многих процедур опроса — их использование зависит от целей и предмета исследования. Если у расспрашивающего возникает подозрение, что какая-то информация утаивается, то наводящие вопросы могут быть заданы специально. Тогда вся тяжесть опровержения перекладывается на собеседника, как, например, в вопросе «Когда вы перестали бить свою жену?» Полицейские и адвокаты также систематически применяют наводящие вопросы для проверки последовательности и надежности высказываний человека. В исследовании личности с помощью теста Роршаха психолог использует наводящие вопросы, чтобы «установить границы» специфических форм восприятия двусмысленных чернильных пятен. В исследованиях Ж. Пиаже (интервью с детьми об их понимании физических понятий) вопросы, ведущие в ложном направлении, применялись для проверки устойчивости понимания детьми, к примеру, того, что такое вес. В диалоге Сократа о любви он многократно использует такие наводящие вопросы, как, например, «Ты говорил... не так ли?», для того, чтобы показать противоречия в понимании Агафоном любви и красоты.
В качественном исследовательском интервью особенно удобно использовать наводящие вопросы для того, чтобы многократно проверить надежность высказываний интервьюируемого, а также для того, чтобы проверить правильность интерпретаций интервьюера. Таким образом, в противовес широко распространенному мнению, наводящие вопросы не всегда снижают надежность интервью, но могут ее увеличивать. Кроме того, в настоящее время они не только не используются слишком широко, но, наоборот, сознательно задаваемые наводящие вопросы слишком редко применяются в качественном исследовательском интервью.
Стоит заметить, что наводящими могут быть не только предшествующие ответу вопросы — реакции интервьюера (вербальные и телесные) на ответ могут как позитивно, так и негативно его подкреплять, воздействуя тем самым на дальнейшие ответы собеседника. Технические проблемы использования наводящих вопросов в интервью чересчур подчеркиваются, в то время как наводящему воздействию исследовательских вопросов, основанных на самом проекте исследования, уделяется гораздо меньше внимания. Вспомним различные виды ответов, полученные в роджерианском, фрейдистском и бихевиористском подходах в воображаемом интервью по поводу насмешек (глава 5, «Выбор темы»). Ориентированные на проект исследовательские вопросы определяют, какой тип ответов можно получить. То есть задача состоит не в том, чтобы избегать наводящих вопросов, а в том, чтобы осознавать приоритетность вопросов и стараться сделать ориентирующие вопросы явными, таким образом давая читателю возможность оценить их влияние на результаты исследования и определить валид-ность этих результатов.
Тот факт, что проблеме наводящих вопросов уделяется столько внимания, может быть следствием наивного эмпиризма. Это может быть вера в существование беспристрастного наблюдения за объективной социальной реальностью, независимой от наблюдателя; вера, которая предполагает, что интервьюер собирает вербальные ответы так же, как ботаник собирает на природе растения, а шахтер добывает из-под земли редкие металлы. С альтернативной точки зрения, вытекающей из постмодернистских взглядов на конструирование знания, интервью — это разговор, в котором факты возникают в межличностном взаимодействии, соавторстве и совместном творчестве интервьюера и интервьюируемого. Ключевой вопрос не в том, должны ли вопросы интервьюера вести куда-либо, а в том, куда они должны вести, и в том, ведут ли они в нужном направлении, которое даст новые, заслуживающие доверия и интересные знания.
Глава 9. От речи к тексту
Глава 9.
От речи к тексту
Перед тем как обратиться к анализу знаний, сконструированных во взаимодействии в процессе интервью, рассмотрим расшифровку интервью. Расшифровка — это не только техническая работа, сама по себе она является процессом интерпретации. В то время как взаимодействие в ситуации интервью широко освещено в методической литературе, переводу интервью из устной формы в форму записанного текста уделялось меньше внимания. Эта глава посвящена процедуре превращения разговора в нечто доступное анализу — записи устного взаимодействия в ходе интервью, их расшифровке и переводу в форму записанного текста, а также использованию компьютерных программ для анализа интервью. Практические проблемы, возникающие при расшифровке, приводя к теоретическим вопросам о различиях между устной и письменной речью, в свою очередь, ведут нас к осознанию роли языка в исследованиях с помощью интервью, которой не уделялось должного внимания.
Запись интервью
Методы записи интервью для документирования и последующего анализа включают аудиозапись, видеозапись, запись от руки и запоминание. Сегодня для этого обычно применяется диктофон. В этом случае интервьюер может позволить себе сосредоточиться на теме интервью и динамике взаимодействия. Слова, тон, которым они произносятся, паузы и тому подобное запечатлеваются навсегда, и потом к ним можно снова и снова возвращаться, чтобы еще раз прослушать. Однако аудиозапись дает внекон-текстную версию интервью: она не содержит визуальных компонентов ситуации — ни обстановки, ни мимики, ни жестов участников разговора.
Видеозапись фиксирует визуальные аспекты интервью. Записывая мимику и позы, видеозапись обеспечивает более широкий контекст для интерпретации, чем аудиозапись. Видеозапись дает уникальную возможность для анализа межличностного взаимодействия в интервью — именно это привело к широкому использованию видео в исследованиях и обучении терапии.
Большое количество информации делает анализ видеозаписи очень длительным процессом. Для большинства проектов исследовательских интервью, особенно для тех, где интервью предполагается много, а также для тех, где основной интерес представляет содержание сказанного, ана-
лиз видеозаписей слишком обременителен. Видеозаписи полезны для обучения интервьюеров, они дают им возможность осознать свою мимику и жесты во время интервью, особенно те, что способствуют или препятствуют общению. То же самое можно сказать о более тонких способах подкрепления определенных видов ответов с помощью кивков, улыбок и поз, которые интервьюер может не осознавать и которые не фиксируются диктофоном.
Следует заметить, что включение видеоряда не решает проблемы объективного представления ситуации интервью. Современные исследователи, использующие видео, хорошо осознают конструктивную природу своих материалов, являющихся результатом многих выборов, которые делает исследователь, — углов, кадрирования, освещения, последовательности кадров и др. (см., например, Harel, Papert, 1991).
Интервью также можно зафиксировать, используя субъективное восприятие интервьюера, его воспоминания, полагаясь при этом на его эмпа-тию и память — записывая основные моменты интервью после сессии, пользуясь заметками, сделанными во время интервью, или без них. Очевидно, что памяти можно доверять не во всем, и при анализе надо учитывать, например, то, что детали быстро забываются или что память обладает избирательностью. Однако непосредственные воспоминания интервьюера содержат визуальную информацию о ситуации, а также впечатление об атмосфере и личностном взаимодействии, которые по большей части теряются при аудиозаписи. Активное слушание интервьюера и его воспоминания могут в идеале служить еще и как селективный фильтр, сохраняющий только те смыслы, которые необходимы для предмета и целей исследования.
Хотя сейчас воспоминания часто ругают как субъективный метод, изобилующий отклонениями, ими не следует пренебрегать, так как воспоминания являются основной эмпирической базой психоаналитической теории, основанной на эмпатическом слушании терапевта и его воспоминаниях о терапевтическом интервью. 3. Фрейд разрабатывал теорию психоанализа, когда диктофонов еще не было. Он воздерживался от записей в течение психотерапевтической сессии, с неослабевающим вниманием слушал, следил за смыслом того, что говорилось, и делал записи сразу после сессии (Freud, 1963). Этот тип сосредоточенности основан на активном слушании в течение сессии, он требует сензитивности и тренировки. Современные интервьюеры-исследователи могут и не обладать такими качествами, используя в качестве реальных данных записи и расшифровки. Можно даже предположить, что если бы диктофоны существовали во времена Фрейда, то психоаналитическая теория и не пошла бы дальше бесконечного цитирования слов пациента, а психоанализ так и остался бы достоянием узкого кружка