Часть III. Семо этапов исследования с ломотою интервью
Глава 8. Качество интервью
В заключение можно сказать, что качество полученного Гамлетом знания, так же как и этическая оценка интервью, зависит от интерпретации целей и темы интервью. Далее мы более подробно рассмотрим проблемы этики и наводящих вопросов. Эти проблемы никак не могут быть чисто техническими: они поднимают фундаментальные вопросы природы человеческого взаимодействия в интервью и реальности, о которой в нем идет речь.
Этика интервьюирований
Качество интервью с точки зрения этики в этой книге рассматривается в первую очередь с позиций этических принципов осознанного согласия, конфиденциальности и последствий. Подчеркнуть некоторые этические проблемы, связанные с исследовательским интервью, поможет его сравнение с интервью терапевтическим.
Осознанное согласие. Во время коротких бесед до и после интервью собеседника необходимо поставить в известность о целях и процедуре интервью. Если предполагается дальнейшее использование текста интервью, то предпочтительнее иметь письменное соглашение, подписанное и интервьюером и интервьюируемым, подтверждающее осознанное согласие последнего участвовать в интервью и содержащее разрешение на использование записи в будущем. Оно может также содержать информацию о конфиденциальности и о том, кто будет иметь доступ к записи, о праве исследователя публиковать текст интервью целиком или частично и о возможности для интервьюируемого ознакомиться с расшифровкой записи и с интерпретацией. Как правило, такие вопросы не кажутся респондентам особенно важными, но в случае, если исследование вызывает или усиливает конфликт, особенно конфликт внутри организации, письменное соглашение может послужить защитой как исследователю, так и респонденту.
Конфиденциальность. Качественное исследовательское интервью сопровождается этическими проблемами, отличными от тех, которые возникают при использовании стандартизованных опросников или в терапевтическом интервью. Конфиденциальность в этих случаях обеспечивается подсчетом средних значений ответов или закрытыми дверьми терапевтического кабинета — в исследовательском интервью здесь больше проблем. Вопросы обеспечения конфиденциальности на этапе расшифровки и написания отчета будут рассмотрены в последующих главах (глава 9, «Расшифровка интервью»; глава 14, «Этика написания отчета»).
Последствия. Последствия участия в интервью для интервьюируемых касаются как самой ситуации, так и эффектов, появляющихся позднее. В исследовании об оценках выгоды исследования казались очевидными, исследователи не видели никакого вреда для учеников, которых интервьюировали, и считали, что получение более полных знаний о воздействии оценок — в интересах самих учеников. Однако некоторые проблемы для респондентов все же имели место. Датские школьники смущались, описывая собственное отношение к определенным формам поведения, связанного с оценками, таким, как соревнование за оценки и лесть как способ получить хорошую оценку (см. глава 7, «Интервью об оценках»). В этих пунктах их ответы часто становились расплывчатыми и чересчур общими. Цели исследования требовали, чтобы эти вопросы прояснялись более интенсивно и решительно, так как нужно было получить надежные знания о поведении под воздействием оценок, но это не делалось в интересах благополучия учеников; когда они соглашались на интервью, им не говорили, что их могут спросить о том, что заставит их чувствовать себя виноватыми или изменит их мнение о себе.
Исследовательское и терапевтическое интервью. Некоторые возможные последствия исследовательского интервью станут особенно ясны, если сравнить его с терапевтическим. Хотя исследовательское интервью очень многое взяло у терапевтического, важно различать эти два вида интервью. Основная цель терапии — изменить пациента. Основная цель исследовательского интервью — получить знания. Однако способность интервьюера-исследователя внимательно слушать может в некоторых случаях привести к возникновению квазитерапевтических отношений, для развития которых большинство интервьюеров-исследователей не имеют ни соответствующей подготовки, ни достаточно времени. В зависимости от продолжительности, темы и собеседника исследовательское интервью может очень близко подойти к терапевтическому. Квазитерапевтические отношения могут быть спровоцированы длительными повторяющимися интервью с одним собеседником, при которых может возникнуть тесный межличностный контакт (раппорт). Если тема интервью затрагивает очень личные и эмоционально нагруженные проблемы, то в некоторых случаях интервью может пробудить глубокие личностные проблемы, разрешение которых требует терапевтической помощи. Эмоционально нестабильные респонденты, более или менее сознательно стремящиеся получить профессиональный совет, могут попытаться превратить исследовательское интервью в личную терапию.
При планировании исследования во внимание должна приниматься любая возможность приближения ситуации интервью к терапевтическим от-