Часть III. Семо этапов исследования с ломошою интервью
Интервью Гамлета
Не существует определенных критериев оценки качества интервью. Пример из литературы показывает, насколько оценка техники проведения интервью зависит от его целей и содержания.
Гамлет:Видите вы вон то облако в форме верблюда?
Полоний:Ей-богу, вижу, и действительно, ни дать ни взять — верблюд.
Гамлет:По-моему, оно смахивает на хорька.
Полоний:Правильно: спинка хорьковая.
Гамлет:Или как у кита.
Полоний:Совершенно как у кита.
Гамлет:... (В сторону.) Они сговорились меня с ума свести!
(Гамлет. Акт III, сцена 2. Перевод Б. Пастернака)
Первое замечание о качестве этого интервью касается его продолжительности. Интервью Гамлета очень короткое. Однако эти семь строчек настолько насыщены и богаты содержанием, что становятся предметом гораздо более длинных комментариев. Напротив, современные исследовательские интервью часто слишком длинны и полны пустопорожней болтовни. Если человек знает, что спросить, зачем спросить и как спросить, то он может проводить короткие интервью, наполненные смыслом.
Оценка качества гамлетовской техники интервью зависит от того, как его интерпретировать. Этому короткому отрывку можно дать сразу несколько интерпретаций. На первый взгляд, интервью представляет собой пример использования ненадежной техники — несколькими наводящими вопросами Гамлет заставляет Полония дать три совершенно разных ответа. Таким образом, интервью не дает воспроизводимого надежного знания относительно формы облака, о котором шла речь.
При другом взгляде, можно было бы изменить тему интервью: речь идет уже не о форме облака, а о личности Полония, о том, достоин ли он доверия. Тогда интервью дает надежное, проверенное трижды знание о Полонии как о ненадежной личности — на все три вопроса он отвечает так, как подсказывают ему вопросы Гамлета. При такой смене цели и темы интервью наводящие вопросы уже не являются источником ненадежного знания, они становятся изощренной косвенной техникой ведения интервью.
Затем интервью Гамлета приближается к триединому идеалу — интерпретации, валидизации и передачи содержания в конце интервью. Повторяя один вопрос в разных вариантах и каждый раз получая «один и тот же» косвенный ответ относительно личности Полония, интервью становится «самоинтерпретирующимся» еще прежде, чем Гамлет заключает его своей
Глава 8. Качество интервью
интерпретацией «в сторону»: «Они сговорились меня с ума свести!». По поводу второго требования — верификации — можно сказать, что немногие современные интервьюеры умеют так же последовательно повторять вопрос в разных вариациях, чтобы проверить надежность ответа. Что касается третьего требования — коммуникации, — то короткое интервью проведено настолько хорошо, что говорит само за себя. Я бы сказал, что когда зрители смотрят спектакль, то, как правило, они переживают переключение гешталь-та (изменение темы интервью — с формы облака на степень надежности личности) еще до того, как Гамлет произносит свою реплику «в сторону».
До сих пор я рассматривал интервью Гамлета изолированно, вне контекста, не учитывая его положение во всей драме. С третьего взгляда интервью представляется отражением отношений власти при дворе. Принц демонстрирует свою силу, заставляя придворного говорить все, что хочет он. Или придворный демонстрирует свой способ управлять властными отношениями при дворе. В предыдущей сцене Полоний сам дает урок того, что в современных учебниках называют косвенной, воронкообразной техникой интервью. Полоний просит посланника, который едет в Париж, поинтересоваться поведением его сына, который изучает там музыку. Наставляя посланника, он рекомендует ему начать с широкого подхода: «Сперва спросите про датчан в Париже», — а затем постепенно приближаться к конкретному человеку, предполагая в нем, наконец, такие пороки, как пьянство, ругань, распутство. «...На удочку насаживайте ложь и подцепляйте правду на приманку». И он заключает свой урок : «Издалека, обходом, стороной с кривых путей выходим на прямой» (там же, акт II, сцена 1). Если Полоний так искушен в технике косвенного расспрашивания, то на самом ли деле его обманула техника Гамлета? Или он увидел эту схему и подыгрывал Гамлету как придворный?
Центральная тема этой пьесы, написанной на границе Средневековья и современности, — испытание реальности; не просто неуверенность в мотивах других, но озабоченность хрупкой природой реальности. В этом случае интервью Гамлета можно счесть иллюстрацией глобального недоверия к видимому миру, включая форму облаков и личность знакомых персонажей.
С этической точки зрения оценка интервью Гамлета опять-таки зависит от интерпретации целей и содержания. При первом чтении кажется, что наводящие вопросы ведут лишь к ненадежному знанию о форме облака. При втором прочтении, интервью представляет собой намеренный обман Полония — здесь уже речи не идет об информации, последствия разговора Могут стать для протагонистов вопросом жизни и смерти. Этика принципов в Данном случае перевешивается чисто утилитарной заинтересованностью в том, чтобы выжить.