Часто III. Семо этапов исслеЭоВания с помошою интервью
точные и соответствующие вопросу интервьюера ответы, он делает логичные выводы, не противоречит постоянно сам себе, он придерживается темы интервью и не уходит раз за разом в сторону. Хороший собеседник может живо и подробно описывать свою жизненную ситуацию, рассказывает захватывающие истории, которые потом легко анализировать. Респонденты в интервью об обучении, представленном Джорджи в интервью об оценках, были, согласно этим критериям, хорошими собеседниками.
Какими бы приятными ни казались респонденты интервьюеру, все же в первую очередь, безусловно, они должны давать в процессе опроса ценные знания по теме исследования. Нарисованный выше портрет идеального респондента похож на представителя интеллектуальной элиты среднего класса, взгляды которого не обязательно соответствуют мнению большинства. Отработанное красноречие и гладкость выражений в некоторых случаях могут маскировать довольно неоднозначное отношение к теме исследования.
Идеального респондента не существует — для различных видов интервью подходят разные типы людей, поэтому где-то нужны точные наблюдения свидетеля, где-то — тонкие заключения на основе эмоций и личных переживаний, где-то — способность рассказывать захватывающие истории. Таким образом, все интервьюируемые в трех интервью, приведенных в главе 2, были хорошими собеседниками, соответствующими разным целям — Агафон давал Сократу возможность ловить себя на противоречиях, клиент психотерапевта проживал и познавал эмоциональную природу терапевтического взаимодействия, а женщина, которая научилась украшать интерьеры, давала богатые непосредственные описания обучения в обыденной жизни.
Понимая, что у некоторых людей брать интервью труднее, мы все же настаиваем на том, что задача интервьюера — мотивировать на беседу практически любого человека, помочь ему высказаться и получить в результате интервью богатый материал.
Квалификация интервьюера
Интервьюер сам по себе является инструментом исследования. Хороший интервьюер прекрасно разбирается как в предмете обсуждения интервью, так и в человеческих отношениях. В течение всей беседы интервьюер должен быстро решать — что спросить и как спросить; какие аспекты ответа собеседника начать отслеживать, а какие — нет; какие ответы интерпретировать, а какие — нет. Интервьюер должен обладать знаниями по теме
Глава 8. Качество интервою
исследования, владеть искусством ведения беседы, хорошо владеть языком и быть чутким к лингвистическим особенностям стиля высказываний собеседника. Он должен иметь вкус к хорошему рассказу и быть в состоянии помочь собеседнику развернуть свое повествование.
Мастерство интервьюера приходит с опытом. Чтение книг может лишь направить, практика же остается основным способом постижения ремесла интервьюера. Это не исключает чтение интервью, прослушивание записей и наблюдение за работой более опытных интервьюеров, но все же обучение прежде всего заключается в личном опыте проведения интервью. Уверенность интервьюера приобретается в практике; проведение нескольких пилотажных интервью до начала интервью исследовательского проекта увеличивает способность интервьюера создавать безопасное и стимулирующее взаимодействие.
В пилотажные интервью для тренировки можно включать разыгрывание ролей, когда собеседники играют такие, например, роли: роль Молчуна, Болтуна, Интеллектуала или Крутого, который старается управлять ходом интервью.
Во врезке 8.2 приведены некоторые критерии квалификации интервьюера, желательные для проведения хорошего интервью, то есть интервью, дающего обширные знания и соответствующего этическому требованию создания благоприятной для собеседника ситуации.
Врезка 8.2 Критерии квалификации интервьюера
1. Знания. Обладает широкими познаниями по теме интервью, может поддерживать разговор по теме на должном уровне. Знакомство с основными аспектами темы позволит интервьюеру понять, какие проблемы важно исследовать, не стараясь при этом блеснуть своими знаниями.
2. Структурирование. Вводит цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюируемого каких-либо вопросов, касающихся ситуации.
3. Ясность. Задает ясные, простые и короткие вопросы; говорит отчетливо и понятно; не использует научные выражения или профессиональный жаргон. Исключения делаются для интервью, изучающих стресс. Там вопросы могут быть сложными и запутанными, так как цель этого интервью — выявить реакцию собеседника на стресс.