Часто III. Семо этапов исследования с помощью интервью
ставления численных данных. Однако в открытом и нестандартизованном исследовании с помощью интервью методические альтернативы могут обнаружиться уже в процессе исследования, зачастую тогда, когда слишком поздно принимать решения, более адекватные содержанию и цели исследования.
Взаимозависимость. Существует сильная взаимосвязь методов, выбираемых на разных этапах. Решение, принятое на одном из этапов, имеет определенные последствия, которые как создают, так и ограничивают альтернативы, доступные на следующем этапе. Например, распространение выводов исследовательского интервью на более широкую выборку требует, чтобы определенные критерии, относящиеся к размеру выборки и ее репрезентативности, были выполнены уже на стадии планирования. Если предполагается лингвистический анализ интервью, это будет невозможно или потребует слишком много времени для перешифровки, если интервью при переводе из устной формы в письменную были отредактированы на «правильном» английском.
Принимать во внимание конечный результат. С начала исследований держите в голове конечный пункт. Какова цель исследования и какой конечный продукт предусмотрен? Будут ли опубликованы результаты исследования? В короткой статье? В книге? Представлены только научной аудитории или широкой общественности? Ответы на эти вопросы могут послужить путеводной нитью на всех этапах проведения исследования, помогая принимать обоснованные решения и не упускать из виду цель. Природа финального отчета является решающим фактором для принятия решений на ранних этапах, в таких, например, вопросах, как: информирование интервьюируемых о том, как будут использоваться полученные интервью; получение у них письменного согласия на неограниченное цитирование их ответов; трактовка любых противоречий или конфликтов, которые могут возникать на протяжение интервью. Насколько субъективными и критичными могут быть интерпретации сказанного интервьюируемым, напечатанные в опубликованном отчете?
Стремиться вперед. Старайтесь сделать большую часть работы поздних этапов заранее. Хотя проблемы исследовательского проекта имеют тенденцию проступать на поверхность на поздних этапах, чаще всего истоки их кроются в ранних этапах проекта. Решение подобных проблем улучшит качество полученных интервью. Так, прояснение смысла выражений, используемых в интервью, облегчит дальнейший анализ; контрольные во-
Глова 5. Выбор me/мы и планирование..
просы, заданные во время интервью, упростят валидизацию. Повышение качества интервью — это не просто результат лучшей техники интервью или лучшего планирования; оно подразумевает также рефлексию темы и цели опроса с самого начала.
Становиться мудрее. По мере того, как разворачивается исследование, интервьюер учится: разговоры с респондентами могут расширять и изменять понимание исследователем изучаемого феномена. Респонденты вносят новые, неожиданные аспекты рассмотрения феномена; в процессе анализа и расшифровки интервью могут быть обнаружены новые отличительные особенности. Одна из основных целей исследования — открытие новых измерений изучаемого предмета. Однако в исследованиях, ориентированных на проверку гипотез, значительные новые открытия в процессе исследования могут создать интервьюеру проблемы. Новые стороны феномена могут быть обнаружены в середине серии интервью, например, проявятся различия в учебной мотивации среди учеников обычных и экспериментальных школ. Возникает дилемма: усовершенствовать схему интервью, включая в нее новые измерения, и тогда не иметь сравнимых групп, или воздержаться от изучения нового аспекта, открытого в процессе исследования. Не существует иного решения проблемы, состоящей в том, что становясь мудрее, ты угрожаешь нарушить стандартизованные условия эксперимента, кроме как максимально ясно представлять себе главную цель исследования с самого начала.
ФОРМЫ ИНТЕРВЬЮ
Существует множество форм и предметов интервью, которые требуют разных подходов. Здесь будут коротко упомянуты лишь некоторые. Индивидуальное интервью видоизменяется в соответствии с содержанием. Например, интервью может быть направлено на сбор фактов, или мнений и отношений, или повествований и жизненных историй (см. Flick et. al., '991). Можно считать интервьюируемых информантами, у которых мы получаем материал для устной истории (Yow, 1994). В настоящее время часто проводятся групповые интервью с фокус-группами, они используются в Маркетинговых исследованиях. Взаимодействие между респондентами ча-СТо ведет к возникновению спонтанных и эмоциональных высказываний по оводу обсуждаемой темы. Однако групповое взаимодействие снижает °нтроль интервьюера над ситуацией интервью, и ценой этого может стать тносительно хаотичный сбор данных, при котором трудно систематичес-