Часть III. Семь этапов исследований с ломошью интервью

/у,**

Глава 5. Выбор темы и планирование...

Врезка 5.3. Продолжение

Врезка 5.3. Продолжение

Этика исследования

Eisner, E.W., & Peshkin, A. (Eds.). (1990). Qualitative inquiry in education. New York: Teachers College Press (see the chapters by Lincoln, by Smith, & by Soltis).

Guidelines for the protection of human subjects. (1992). Berkeley: University of California Press.

Kimmel, A.J. (1988). Ethics and values in applied social science research. Newbury Park, CA: Sage.

Mathison, S., Ross, E.W., & Cornett, J.W. (1993). Л casebook for teaching about ethical issues in qualitative research. Unpublished manuscript. (Available from: American Educational Research Association, Qualitative Research SIG, Wa­shington, D.C.)

Интервьюирование

Rubin, H.J., & Rubin, I.S. (1995). Qualitative interviewing. Thousand Oaks, CA:

Sage.

Seidman, I.E. (1991). Interviewing as qualitative research. New York: Teachers

College Press.

Spradley, J. (1979). The ethnographic interview. New York. Holt, Rinehart &

Winston.

Yow, V.R. (1994). Recording oral history. Thousand Oaks, CA: Sage.

Расшифровка

Mishler, E.G. (1991). Representing discourse: The rhetoric of transcriptiotu//

Journal of Narrative and Life History. 1.255-280. •:!

5. Анализ ' Miles, MB., & Huberman, A.M. (1994). Qualitative data analysis: An expanded sourcebook. Thousand Oaks, CA: Sage.

Silverman, D. (1993). Interpreting qualitative data. Thousand Oaks, CA: Sage.

Tesch, R. (1990). Qualitative research: Analysis types and software tools. Lon­don: Palmer. Wolcott, H.P. (1994). Transforming qualitative data. Thousand Oaks, CA: Sage.

Верификация

Eisner, E.W., & Peshkin, A. (Eds.). (1990). Qualitative inquiry in education. New York: Teachers College Press (see the chapters on generalization by Donmoyer and by Schofield).

Kirk, J., & Miller, M.L. (1986). Reliability and validity in qualitative research. Newbury Park, CA. Sage.

Kvale, S. (Ed.). (1989). Issues of validity in qualitative research. Lund, Sweden: Studentliteratur.

Написание отчета

American Psychological Association. (1989). Publication manual (3rd ed.). Washington, DC: Author.

Richardson, L. (1990). Writing strategies. Newbury Park, CA: Sage.

Van Maanen, J. (1988). Tales of the field. Chicago: Chicago University Press.

Wolcott, H.F. (1990). Writing up qualitative research. Newbury Park, CA: Sage.

Интервью об оиенкох

Следующее описание эмоциональных тягот основано на моих слегка преувеличенных переживаниях, имевших место при исследовании роли оценок в обучении с помощью интервью в старших классах датских школ; примеры из этого исследования использованы на протяжении всего текста этой книги. Общий взгляд, представленный ниже, иллюстрирует семь эта­пов исследовательского интервью. Затем я вернусь к более общим вопро­сам этапов выбора темы и планирования.

1. Выбор темы. Выбор темы связан с концептуальным прояснением и теоретическим анализом исследуемой темы и формулированием вопросов исследования. Исследование оценок, проводившееся в 1978 году, было на­чато в результате общественных дебатов относительно влияния оценок на обучение в связи с новой политикой ограничения поступления в колледж "а основе среднего балла аттестата в старших классах школы (Kvale, 1980). Ыли сформулированы гипотезы об оценках. Первая: оценки влияют на

, 96 Часто III. Семь этапов исследования с помошью интервью

J л ^алвве&яивщ

*t *

процесс обучения и социальную ситуацию, в которой происходит учение; вторая: доминирование влияния оценок будет возрастать при введении ог­раничения возможности поступления в колледж на основе среднего балла. Хотя эти гипотезы трудно назвать новыми — они были сформулирова­ны на основе здравого смысла и данных литературы об оценках в других странах, — они бурно обсуждались в Дании. Я включился в газетную дис­куссию с министром образования Дании, который настаивал на том, что от ограничения поступления в университеты на основе среднего балла не бу­дет толку ни в социальном смысле, ни в смысле образования. Цель опроса была — проверить эти гипотезы, что предполагало также исследование ос­новных аспектов воздействия оценок на учеников. Третья гипотеза состоя­ла в предположении об инструментализации обучения через оценивание: учение ради оценок в школе готовит учеников к работе ради зарплаты во взрослой жизни.

2. Планирование. Так как влияние оценок — тема достаточно противо­речивая, следовало с самого начала исследования специально позаботиться о методологически правильном планировании и контроле. В качестве одно­го из способов изучения влияния оценок опрашивались 30 учеников стар­ших классов; предметом интервью были их переживания, связанные с оценками. Это количество опрошенных — компромисс между желанием получить репрезентативную выборку и фондами, отпущенными на иссле­дование. Для того чтобы снизить влияние возможных специфических усло­вий обучения в конкретной школе, интервью брали у учеников трех разных школ, подростков одного возраста, выбранных из списков учащихся в ал­фавитном порядке. Были проведены интервью с шестью учителями — чтобы иметь альтернативный взгляд на влияние оценок. Для снижения воз­действия на результаты конкретного интервьюера, 30 учеников были рас­пределены между четырьмя исследователями — тремя ассистирующими студентами и мной.

Оставшиеся пять этапов исследования подробно рассматриваются в следующих главах, поэтому здесь я охарактеризую их очень кратко.

• Этап 3. Интервьюирование. Для индивидуальных интервью, каж­дое из которых длилось около 45 минут, была разработана детальная схема, каждое интервью записывалось.

• Этап 4. Расшифровка. Все 36 интервью — с учениками и учителями были расшифрованы, что вылилось в 1000 страниц текста.

• Этап 5. Анализ. 30 интервью с учениками были распределены по категориям в соответствии с разными формами поведения при оце-

Глава 5. выбор темы и планирование...

нивании. Интервью и с учениками, и с учителями были также под­вергнуты широкой качественной интерпретации.

• Этап 6. Верификация. Надежность и валидность проверялись на протяжении всего проекта, включая надежность интервьюеров и счетчиков, а также валидность интерпретаций.

• Этап 7. Написание отчета. Результаты исследования составили книгу «Игра оценок в старших классах»* (Kvale, 1980). Тематичес­кие и методические аспекты исследования изложены также в более поздних статьях в профессиональных журналах.

В действительности исследование проходило не так четко, как здесь описано. Расшифровка и анализ 36 интервью, проведенных в январе, заня­ли значительно больше времени, чем планировалось. Предварительные результаты и отчет, которые мы, прежде чем брать интервью, обещали по­казать ученикам и учителям, были готовы только к июню. Большинство учеников к этому времени были слишком заняты сдачей экзаменов, чтобы интересоваться обсуждением исследования о влиянии оценок.

Интервью и опросники. Позднее два студента-психолога использовали интервью как основу для создания опросника об оценках (Hvolbo, Kristensen, 1983). Они включили высказывания из интервью в свой опрос­ник и попросили еще одну группу учеников обозначить степень своего со­гласия или несогласия с этими высказываниями. Опросник включал более 150 вопросов и был предложен более чем 200 ученикам из шести школ по всей стране. Цель состояла в получении репрезентативных обобщенных данных. Результаты анализировались с помощью компьютерных программ, составленных заранее.

Эти двое студентов были настолько уверены, что анализ будет сделан очень быстро, что представили свои данные на конференции по обучению в скандинавских странах, проходившую в Финляндии через две недели после того, как планировалось предъявить последний опросник. К момен­ту выступления на конференции они действительно уже имели основные результаты обработки опросников (включая статистический анализ корре­ляций и коэффициенты значимости) с таблицами и графиками. По сравне­нию с этими данными, нечего и говорить о предсказуемости и скорости анализа и написания отчета для качественного исследования с помощью интервью. Вероятность задержек и потерь при использовании стандартизо-

* В оригинале на датском языке — «Spillet om karakterer i gymnasiet».

Наши рекомендации