Часть III. Семь этапов исследований с ломошью интервью
/у,**
Глава 5. Выбор темы и планирование...
Врезка 5.3. Продолжение
Врезка 5.3. Продолжение
Этика исследования
Eisner, E.W., & Peshkin, A. (Eds.). (1990). Qualitative inquiry in education. New York: Teachers College Press (see the chapters by Lincoln, by Smith, & by Soltis).
Guidelines for the protection of human subjects. (1992). Berkeley: University of California Press.
Kimmel, A.J. (1988). Ethics and values in applied social science research. Newbury Park, CA: Sage.
Mathison, S., Ross, E.W., & Cornett, J.W. (1993). Л casebook for teaching about ethical issues in qualitative research. Unpublished manuscript. (Available from: American Educational Research Association, Qualitative Research SIG, Washington, D.C.)
Интервьюирование
Rubin, H.J., & Rubin, I.S. (1995). Qualitative interviewing. Thousand Oaks, CA:
Sage.
Seidman, I.E. (1991). Interviewing as qualitative research. New York: Teachers
College Press.
Spradley, J. (1979). The ethnographic interview. New York. Holt, Rinehart &
Winston.
Yow, V.R. (1994). Recording oral history. Thousand Oaks, CA: Sage.
Расшифровка
Mishler, E.G. (1991). Representing discourse: The rhetoric of transcriptiotu//
Journal of Narrative and Life History. 1.255-280. •:!
5. Анализ ' Miles, MB., & Huberman, A.M. (1994). Qualitative data analysis: An expanded sourcebook. Thousand Oaks, CA: Sage.
Silverman, D. (1993). Interpreting qualitative data. Thousand Oaks, CA: Sage.
Tesch, R. (1990). Qualitative research: Analysis types and software tools. London: Palmer. Wolcott, H.P. (1994). Transforming qualitative data. Thousand Oaks, CA: Sage.
Верификация
Eisner, E.W., & Peshkin, A. (Eds.). (1990). Qualitative inquiry in education. New York: Teachers College Press (see the chapters on generalization by Donmoyer and by Schofield).
Kirk, J., & Miller, M.L. (1986). Reliability and validity in qualitative research. Newbury Park, CA. Sage.
Kvale, S. (Ed.). (1989). Issues of validity in qualitative research. Lund, Sweden: Studentliteratur.
Написание отчета
American Psychological Association. (1989). Publication manual (3rd ed.). Washington, DC: Author.
Richardson, L. (1990). Writing strategies. Newbury Park, CA: Sage.
Van Maanen, J. (1988). Tales of the field. Chicago: Chicago University Press.
Wolcott, H.F. (1990). Writing up qualitative research. Newbury Park, CA: Sage.
Интервью об оиенкох
Следующее описание эмоциональных тягот основано на моих слегка преувеличенных переживаниях, имевших место при исследовании роли оценок в обучении с помощью интервью в старших классах датских школ; примеры из этого исследования использованы на протяжении всего текста этой книги. Общий взгляд, представленный ниже, иллюстрирует семь этапов исследовательского интервью. Затем я вернусь к более общим вопросам этапов выбора темы и планирования.
1. Выбор темы. Выбор темы связан с концептуальным прояснением и теоретическим анализом исследуемой темы и формулированием вопросов исследования. Исследование оценок, проводившееся в 1978 году, было начато в результате общественных дебатов относительно влияния оценок на обучение в связи с новой политикой ограничения поступления в колледж "а основе среднего балла аттестата в старших классах школы (Kvale, 1980). Ыли сформулированы гипотезы об оценках. Первая: оценки влияют на
, 96 Часто III. Семь этапов исследования с помошью интервью
J л ^алвве&яивщ
*t *
процесс обучения и социальную ситуацию, в которой происходит учение; вторая: доминирование влияния оценок будет возрастать при введении ограничения возможности поступления в колледж на основе среднего балла. Хотя эти гипотезы трудно назвать новыми — они были сформулированы на основе здравого смысла и данных литературы об оценках в других странах, — они бурно обсуждались в Дании. Я включился в газетную дискуссию с министром образования Дании, который настаивал на том, что от ограничения поступления в университеты на основе среднего балла не будет толку ни в социальном смысле, ни в смысле образования. Цель опроса была — проверить эти гипотезы, что предполагало также исследование основных аспектов воздействия оценок на учеников. Третья гипотеза состояла в предположении об инструментализации обучения через оценивание: учение ради оценок в школе готовит учеников к работе ради зарплаты во взрослой жизни.
2. Планирование. Так как влияние оценок — тема достаточно противоречивая, следовало с самого начала исследования специально позаботиться о методологически правильном планировании и контроле. В качестве одного из способов изучения влияния оценок опрашивались 30 учеников старших классов; предметом интервью были их переживания, связанные с оценками. Это количество опрошенных — компромисс между желанием получить репрезентативную выборку и фондами, отпущенными на исследование. Для того чтобы снизить влияние возможных специфических условий обучения в конкретной школе, интервью брали у учеников трех разных школ, подростков одного возраста, выбранных из списков учащихся в алфавитном порядке. Были проведены интервью с шестью учителями — чтобы иметь альтернативный взгляд на влияние оценок. Для снижения воздействия на результаты конкретного интервьюера, 30 учеников были распределены между четырьмя исследователями — тремя ассистирующими студентами и мной.
Оставшиеся пять этапов исследования подробно рассматриваются в следующих главах, поэтому здесь я охарактеризую их очень кратко.
• Этап 3. Интервьюирование. Для индивидуальных интервью, каждое из которых длилось около 45 минут, была разработана детальная схема, каждое интервью записывалось.
• Этап 4. Расшифровка. Все 36 интервью — с учениками и учителями были расшифрованы, что вылилось в 1000 страниц текста.
• Этап 5. Анализ. 30 интервью с учениками были распределены по категориям в соответствии с разными формами поведения при оце-
Глава 5. выбор темы и планирование...
нивании. Интервью и с учениками, и с учителями были также подвергнуты широкой качественной интерпретации.
• Этап 6. Верификация. Надежность и валидность проверялись на протяжении всего проекта, включая надежность интервьюеров и счетчиков, а также валидность интерпретаций.
• Этап 7. Написание отчета. Результаты исследования составили книгу «Игра оценок в старших классах»* (Kvale, 1980). Тематические и методические аспекты исследования изложены также в более поздних статьях в профессиональных журналах.
В действительности исследование проходило не так четко, как здесь описано. Расшифровка и анализ 36 интервью, проведенных в январе, заняли значительно больше времени, чем планировалось. Предварительные результаты и отчет, которые мы, прежде чем брать интервью, обещали показать ученикам и учителям, были готовы только к июню. Большинство учеников к этому времени были слишком заняты сдачей экзаменов, чтобы интересоваться обсуждением исследования о влиянии оценок.
Интервью и опросники. Позднее два студента-психолога использовали интервью как основу для создания опросника об оценках (Hvolbo, Kristensen, 1983). Они включили высказывания из интервью в свой опросник и попросили еще одну группу учеников обозначить степень своего согласия или несогласия с этими высказываниями. Опросник включал более 150 вопросов и был предложен более чем 200 ученикам из шести школ по всей стране. Цель состояла в получении репрезентативных обобщенных данных. Результаты анализировались с помощью компьютерных программ, составленных заранее.
Эти двое студентов были настолько уверены, что анализ будет сделан очень быстро, что представили свои данные на конференции по обучению в скандинавских странах, проходившую в Финляндии через две недели после того, как планировалось предъявить последний опросник. К моменту выступления на конференции они действительно уже имели основные результаты обработки опросников (включая статистический анализ корреляций и коэффициенты значимости) с таблицами и графиками. По сравнению с этими данными, нечего и говорить о предсказуемости и скорости анализа и написания отчета для качественного исследования с помощью интервью. Вероятность задержек и потерь при использовании стандартизо-
* В оригинале на датском языке — «Spillet om karakterer i gymnasiet».