Глава 4. Качественные исслеЭоВания В науке и практике
^Vft
кую теорию, все еще держатся на знаниях, собранных при помощи психоаналитического интервью — метода исследования, который в рамках общественных наук очень трудно осмыслить сколько-нибудь систематически.
Одиссей так старался избежать лап Харибды, что слишком близко подошел к другом берегу узкого пролива, где шестиглавое чудовище Сцилла пожрало шестерых членов его команды. Современные терапевтические исследования могут так стараться избежать терапевтических россказней, что попадают в смирительную рубашку позитивизма на другом полюсе и теряют живые терапевтические отношения в ворохе статистических корреляций и коэффициентов значимости, которые могут быть совершенно не значимы для терапевтической ситуации. В этой форме подражательного сциентизма клинический исследователь может стать «святее папы римско-го>) — или, в психоаналитической терминологии, идентифицироваться с агрессором.
Корабль, бороздящий волны современных качественных исследований, похоже, также вошел в узкий пролив и мечется между Харибдой «отсутствия метода» и Сциллой «только метода». Версия интервью, представленная здесь, отдает дань обоим чудовищам. С одной стороны, вряд ли существует методическое обоснование или концептуальное осмысление полученных данных при анализе текста первоначальной беседы или при трансформации живой беседы в записанный текст, так же как и обоснование валидности интерпретации значений в тексте. С другой стороны, существует качественный гиперэмпиризм количественной категоризации и бесконечные цитаты из расшифровок интервью. Такие отчеты об интервью утрачивают живую реальность беседы в той же мере, что и человеческую ситуацию, запечатленную в рассказе участника исследования.
Здесь я обращаюсь к методическим этапам исследования на основе интервью и предлагаю в части III некоторые принципы для преодоления рисков «отсутствия метода» и опоры «только на метод» в опасном предприятии интервьюирования — от первоначального взгляда до окончательного отчета. Цель исследователя-интервьюера заключается в том, чтобы вернуться из своего странствия с повестью, которая бы отдавала должное рассказам самих исследуемых об их жизненном мире и несла бы в себе новое, валидное знание и находки для слушателей и читателей повести.
Часть III.
Семь этапов исслЕПОвяния
С ПОМОШЬЮ иНТЕРВЬЮ
Теперь, от значения слов, вынесенных в подзаголовок книги — качественное исследовательское интервью, — перейдем к методам проведения исследования с помощью интервью. Эта методическая часть построена в соответствии с развертыванием семи этапов исследования при помощи качественного интервью. Этапы следующие: выбор темы, планирование, интервьюирование, расшифровка, анализ, проверка (верификация) и написание отчета. В главе 5 в контексте проблемы порождения знания обсуждаются первые два этапа — выбор темы и планирование. Моральный аспект интервьюирования обсуждается в главе 6, описывающей этические проблемы, которые могут возникнуть на каждом этапе исследования с помощью интервью.
С целью улучшения качества получаемого знания в главе 7 рассмотрена ситуация интервью. Описана подготовка к проведению исследовательского интервью и, в качестве иллюстрации типов формулировки вопросов, приведено интервью об отметках. В главе 8 предложены критерии качества качественного интервью, а также рассмотрены этические аспекты ситуации интервью и проблема наводящих вопросов.
Структурирование интервью для последующего анализа описано в главе 9. Технические вопросы расшифровки поднимают принципиальную проблему различий между устной и письменной речью. В конце главы приведена схема использования компьютерных программ для обработки текстов интервью.
Следующие три главы сфокусированы на анализе интервью. Обсуждение «вопроса на 1000 страниц» в главе 10 освещает некоторые ключевые
проблемы анализа интервью. В главе 11 представлен обзор подходов к анализу таких понятий, как конденсация и категоризация смысла, нарративное структурирование и интерпретация. В главе 12 рассматривается проблема множественности интерпретаций, связывается с герменевтической идеей первичности вопроса и обсуждаются — в разных контекстах интерпретации и валидизации — вопросы, поставленные к утверждениям интервью об отметках. И, наконец, поиск смысла в философии модерна противопоставлен постмодернистской деконструкции овеществленных смыслов.
Верификация знания, полученного в интервью, трактуется в главе 13, где обсуждаются возможности обобщения, надежность и валидность в качественных исследованиях. Подробно рассматривается валидизация как социальная конструкция, затрагивающая философские концепции знания как беседы и действия, выделяются коммуникативные и прагматические формы валидизации.
Если делать акцент на валидизации как коммуникации и действии, то на передний план выходит отчет об интервью. Цели и формы отчета об интервью представлены в главе 14. Процесс его написания рассматривается как социальная конструкция; предлагаются способы обогащения отчетов, чтобы цитирование в них больших кусков интервью не вызывало чрезмерную скуку.
ГлоВа 5.
Выбор темы и планирование
Исследовательского интерВию
В этой главе представлена попытка планирования исследовательского интервью, позволяющего обойти дилемму «только метод — отсутствие метода», сосредоточив особое внимание на компетентности и мастерстве исследователя-интервьюера. Я начну с различия между формальностью отчета об исследованиях в общественных науках и открытостью полуструктурированного интервью. Анализ эмоциональной стороны интервью-путешествия показывает, как плохо могут пойти дела, если не брать в расчет общий план всего исследовательского интервью. Затем мы более структурированно обсудим семишаговый маршрут исследования — выбор темы, планирование, интервьюирование, расшифровка, интерпретация, верификация и написание отчета. Все этапы иллюстрируются примерами из моего исследования влияния отметок на обучение. Первые два — выбор темы и планирование — изложены более подробно. И, наконец, выходя за пределы метода, рассмотрим исследование как искусство.
Открытость и эмоиии