Б4 Часть II. Осмысление исследовательского интервью
серля и на герменевтической традиции, теперь признается предвестником постмодернизма, так же как и философская феноменология Мерло-Понти. Сартр развивал феноменологическую и экзистенциальную философию в контексте диалектики, а ранние работы Лиотара посвящены феноменологии и диалектике.
Хотя эти направления и сходятся в осмыслении широких аспектов способа понимания в интервью, они развивались с разными целями и для различных областей. И между этими направлениями, и внутри них существует множество противоречащих друг другу положений. Идеалистическое сосредоточение на сознании и тексте в феноменологии и герменевтике контрастирует с материалистическим упором на социальные и экономические противоречия общества в диалектике. И феноменология и диалектика ищут суть за пределами внешнего, тогда как в постмодернизме внешнее становится сутью. Феноменология пытается получить непредвзятое описание, герменевтика акцентирует предвидение через интерпретацию. Герменевтика пытается получить непротиворечивую интерпретацию, тогда как диалектика сосредоточена именно на противоречиях сознания и действия как отражении социальных и материальных противоречий. И в то время как герменевтика направлена на достижение консенсуса в интерпретации, постмодернизм подчеркивает плюрализм несхожих интерпретаций. Диалектический материализм предполагает базовую материальную реальность, постмодернизм — лингвистическую и социальную конструкцию общественной реальности.
Эти важнейшие различия не являются предметом обсуждения в данном контексте; в последующих главах философия будет использоваться прагматически для освещения различных аспектов качественного исследовательского интервью, Философские направления будут применяться для осмысления и отражения вопросов, которые встречаются на разных методических стадиях исследования с помощью интервью. Они определяют методический выбор, который мы делаем при опросе, интерпретировании, валидизации и составлении отчета об исследовании с помощью интервью, что часто расходится с традиционными представлениями о методе в современных общественных науках.
Слабо 4.
Качественною исследования
Науке и практике
Прежде чем перейти от философского понимания исследовательского интервью к конкретным процедурам организации исследования с его помощью, обозначим некоторые современные позиции в отношении качественных исследований в академических и практических социальных исследованиях. Прежде всего мы обсудим концептуальные противоречия, которые часто отмечают ведущие ученые в этой области, — в частности, научный статус качественных исследований и их отношение к измерениям и объективности. Затем мы обсудим три области практики, в которых качественные исследования занимают видное место: маркетинговые исследования, феминистские исследования и психоанализ. Хотя эти области и различны, их объединяет использование качественных интервью в стремлении расширить и углубить знания, которые могут изменить людей и условия их жизни.
Научный статус интервью
На качественное исследовательское интервью иногда смотрят свысока как на ненаучное — оно может порой давать интересные результаты и служить подготовительным этапом для научных исследований, но само по себе не является научным методом. Похоже, такая критическая позиция охватила все современные качественные исследования. В своей книге «Качественные исследования в образовании» Р. Богдан и С. Биклен (Bogdan, Biklen, 1982) перечисляют и обсуждают восемь типичных вопросов о ценности качественных исследований. Заключительная глава книги «Проектирование качественного исследования» (Marshall, Rossman, 1995) озаглавлена «В защиту ценности и логики качественного исследования». В главе 15, заключительной главе данной книги, я вернусь к некоторым стандартным возражениям против качественного исследовательского интервью.
Ни в учебниках по методологии общественных наук, ни в словарях английского языка не найти сколько-нибудь определенного и общепринятого определения науки. Некоторые основные дефиниции науки из словаря Вебстера (Webster's, 1967) выглядят так (в сокращении): знание, в отличие от евежества или ложного понимания, достигнутое посредством изучения;