Интервью как единство трен оспектоВ беседы
,;:п
В конце главы, посвященной рассмотрению интервью как беседы, интервьюер-путешественник обнаруживает три контекста понимания беседы. Во-первых, исследовательское интервью трактуется как специфическая профессиональная разговорная техника, позволяющая конструировать знание в процессе взаимодействия интервьюера и интервьюируемого так, как это показано в предыдущем разделе. В отличие от взаимных обменов репликами в повседневном общении и от философской беседы, здесь один —• профессионал-интервьюер — задает вопросы, а второй — респондент — на них отвечает.
Во-вторых, беседу можно рассматривать как основную форму познания. Р. Рорти (Rorty, 1979), философ неопрагматистского направления, близкий к постмодернистскому мышлению, особенно подчеркивал момент порождения знания в беседе. Если мы понимаем знание как социально
обоснованные убеждения, а не как точное отображение, именно беседа, а не проникновение в природу, становится определяющей. Можно отбросить представление о разуме, в котором якобы отражается объективный мир, если мы будем «...рассматривать знания как продукт диалога и общественной практики, а не как попытку зеркально отобразить природу» (Rorty, 1979. Р. 171). Достоверность нашего знания есть вопос договоренности между людьми, а не взаимодействия с неодушевленной реальностью. Если мы рассматриваем знание не как обладание истиной, а как обоснование уверенности, мы можем рассматривать беседу «как предельный контекст, в котором постижимо знание» (Там же. Р. 389).
В-третьих, человеческая реальность может быть отождествлена с людьми, ведущими между собой диалог. С точки зрения герменевтической философии Гадамера, мы суть общающиеся существа, для которых реальностью является язык (см. Bernstein, 1983). В своем диалогическом постмодернистском варианте социального конструкционизма Дж. Шоттер пытается описать диалогические миры, в которых мы существуем: «Ведь беседа не есть лишь одна из многих форм нашей активности в мире. Напротив, мы конституируем и самих себя, и наши миры в нашей разговорной активности. Для нас они являются основополагающими. Они образуют обычно не замечаемую основу, в которой берут начало корни нашей жизни» (Shatter, 1993. Р. VI).
В контексте данного подхода беседа представляет собой не только конкретный эмпирический метод. Она также включает в себя основную форму конституирования знания; наконец, мир человека представляет собой диалогическую реальность. Эти три понимания беседы — методологическое, эпистемологическое и онтологическое — будут сохраняться на протяжении всей книги, но акцент будет делаться на методологическом аспекте интервью как специальной формы разговорной техники.
В главе 3 будут очерчены философские позиции, сопоставимые с диалогическим подходом к исследовательскому интервью. Особенно сильный акцент делают на беседе как на форме познания постмодернистская и герменевтическая философии, а аспекты диалогического взаимодействия, связанные с социальными отношениями, властью и материальными аспектами, выделяются в постмодернистском и диалектическом пониманиях беседы.
Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология.
Глава 3.
Постмодернизм, герменевтика,
Феноменология и диалектика
Сами техники интервьюирования широко представлены в литературе^ тогда как к философским следствиям способа понимания в качественном" интервью обращаются очень редко. Термины, использованные для описания интервью в предыдущей главе — такие, как переживание, сознание, описание, смысл, интерпретация и взаимодействие, — взяты из обычного языка. В этой главе я рассматриваю философские течения, анализировавшие именно те вопросы, которые являются центральными для качественного исследовательского интервью, — постмодернизм, герменевтику, феноменологию и диалектику.
Подход постмодернизма сосредоточен на отношениях внутри интервью, на социальном конструировании реальности в интервью, на его лингвистических аспектах и аспектах взаимодействия, в том числе различиях между устной речью и письменным текстом; он подчеркивает сюжет (narrative), конструируемый в ходе интервью. В герменевтическом понимании центральным является истолкование смысла, уточнение специфики искомых смыслов и обращение внимания на вопросы, которые ставятся к тексту. Понятия беседы и текста являются основными, и подчеркивается априорное знание интерпретатором предметного содержания текста. Феноменология включает в себя внимание к жизненному миру, открытость переживаниям субъекта, примат точных описаний, попытки вынести предварительное знание за скобки и поиск инвариантных сущностных смыслов в описаниях. Диалектический подход нацелен на противоречия в высказываниях, на их отношение к противоречиям в социальном и материальном мире. Внимание уделяется скорее новому, чем тому, что образует status quo, а также внутренним отношениям между знанием и действием.
Эти четыре философских течения выдвигают на первый план различные аспекты знания, релевантные качественному интервью. Между ними имеются фундаментальные различия, и в конце этой главы мы коснемся некоторых из их запутанных отношений и разногласий. Сложные философские позиции здесь представлены очень кратко и компактно с упором на их эпистемологические аспекты как наиболее соответствующие качественному исследовательскому интервью. Описание этих позиций служит контекстом для осмысления — в последующих главах — теоретических и методических вопросов, возникающих при использовании интервьюирования в качестве исследовательского метода.
Врезка 3.1 содержит краткий список литературы по представленным здесь философским взглядам, в частности в аспекте их применения к исследованиям в общественных науках.
Врезка 3.1
Литература по философии, в которой затрагиваются проблемы, связанные с исследовательским интервью
Постмодернизм
Andersen, W.T. (1995). (Ed.). The truth about truth — De-confusing and
re-constructing the postmodern world. New York: Tarcher/Putnam.
Gergen, K.J. (1994). Realities and relationships. Soundings in social
constructionism. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Kvale, S. (1992). (Ed.). Psychology and postmodernism. London: Sage.
Lyotard, J.F. (1984). The postmodern condition: A report on knowledge.
Manchester, UK: Manchester University Press.
Rosenau, M.P. (1992). Postmodernism and the social sciences. Princeton,
NJ: Princeton University Press.
Герменевтика
Gadamer, H.G. (1975). Truth and method. New York: Seabury.
Messer, S.B., Sass, L.A., & Woolfolk, R.L. (1988). (Eds.). Hermeneutics and
psychological theory. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
Packer, A.L., & Addison, R.B. (1989). Entering the circle — Hermeneutic investigation in psychology. Albany: SUNY Press.
Palmer, R.E. (1969). Hermeneutics. Evanston, IL: Northwestern University Press.
Radnitzky, G. (1970). Contemporary schools of metascience. Gothenburg, Sweden: Akademiforlaget.
Феноменология
Giorgi, A. (1970). Psychology as a human science. New York: Harper & Row.
Giorgi, A. (1985). (Ей.). Phenomenology and psychological research. Pittsburgh: Duquesne University Press.
Moustakas, C. (1994). Phenomenological research methods. Thousand Oaks, CA: Sage.
Spiegelberg, H. (1960). The phenomenological movement, Vol. II. The Hague, The Netherlands: Martmus Nijhoff.