ГлаВо I. интервьюирование как исследование
1В
наук, в значительной степени пренебрегает человеческими аспектами приобретения знаний, включая информационный потенциал человеческой беседы. На протяжении всей книги я буду указывать на ценные находки, обнаруженные при использовании интервью в психологической практике, в частности в психоаналитических интервью (глава 4).
То, что практические и концептуальные проблемы применения интервью как исследовательского метода осмысляются редко и не систематически, возможно, обусловлено сходством исследовательского интервью с обычным разговором в обыденной жизни. Таким образом, подразумевается, что излишне осмыслять интервью методологически. Кроме того, акцентирование сходства исследовательского интервью с обычным разговором могло угрожать научной легитимности «молодых» социальных наук. Еще одной причиной недостатка концептуализации и отсутствия общих критериев понимания в качественном исследовании может быть то, что его близость гуманитарным наукам шла вразрез с доминирующим пониманием социальной науки как разновидности естественной. К несколько противоречивому месту исследовательского интервью в социальных науках мы еще вернемся в главе 4.
Теоретические Вопросы
Развивать интервью как исследовательский метод — значит стремиться к обновлению, расширению и обогащению представлений о знании и исследовании в социальных науках. Исследовательское интервью — это не только новый метод, результатом применения которого становятся качественные тексты, а не количественные данные, этот метод еще и отражает альтернативный взгляд на предмет исследования социальных наук. Многие на первый взгляд методические проблемы порождены не относительной новизной метода интервью или неудовлетворительным развитием техники, а являются следствием непроясненности теоретических допущений.
Некоторые авторы отмечали пренебрежение теорией в современных качественных исследованиях. Э. Страусе (Strauss, 1995), например, критикует отсутствие теоретического обсуждения в большинстве глав упомянутого выше Handbook of Qualitative Research (1994). А. Джорджи так завершает свой обзор современной литературы по качественным методам: «Таким ооразом, чтобы лучше теоретически осмыслить и более последовательно практиковать качественные исследования, требуется большая теоретическая ясность и согласованность, а также более глубокое осмысление и лучшее использование возможностей воображения» (Giorgi, 1994. С. 190).
Часть I. Введение
Обращение к методическим вопросам проведения интервью подводит нас к теоретическим проблемам — представлениям о конкретном предмете исследования, а также о природе социального мира. Качественные методы — не только некая новая, нежесткая технология в добавление к существующему арсеналу жестких количественных методов социальных наук. Способ понимания, подразумеваемый качественными исследованиями, предполагает альтернативную концепцию социального знания, смысла, реальности и истины в социальных исследованиях. Основным предметом науки уже не являются объективные данные, которые нужно квантифицировать, их место заняли значимые отношения, которые нужно интерпретировать. Переход от метафоры интервьюера как шахтера и интервьюирования как добычи самородков значимых данных к метафоре интервьюера как путешественника, а интервьюирования — как сочинения рассказов был рассмотрено выше.
Налицо движение от получения знаний с помощью прежде всего внешнего наблюдения и экспериментальных манипуляций с испытуемым в направлении к пониманию человека с помощью беседы. Опрашиваемые не только отвечают на вопросы, подготовленные экспертом, но и сами в диалоге формулируют свое представление о мире, в котором они живут. Гибкость интервью и его близость к жизненному миру опрашиваемых могут привести к знанию, которое может быть использовано для улучшения условий человеческого существования. Однако само по себе интервью не является ни прогрессивным, ни манипулятивным методом. Ниже будет показано, что полученные знания могут быть использованы как во благо исследуемого человека, так и для того, чтобы повысить эффективность манипулирования его поведением (см. главу 4).
За последние полвека позитивистская философия науки пошла на убыль. Позитивизм считал социальные науки, так же как и естественные, основывающимися на объективных количественных данных, а их целью — предсказание и контроль поведения других людей. Сейчас в философской мысли произошел сдвиг в сторону гуманитарного знания. Сюда относится постмодернистское социальное конструирование реальности, герменевтические интерпретации смысла текстов, феноменологические описания сознания и диалектическое помещение деятельности людей в социальные и исторические контексты. То, что качественное интервью вышло на сцену именно сегодня, может отчасти объясняться совпадением его центральных вопросов с основными темами современной философии — переживание, смысл, жизненный мир, беседа, диалог, повествование и язык (см. главы 2 и 3). Таким образом, постмодернистский подход, вместе с мета-