Из последнего кабинета достоевского.
ОН И УМЕР С НЕЙ В РУКАХ.
ПОДАРОК ЕМУ ОТ НЕИЗВЕСТНОГО БАТЮШКИ
НЕЗАДОЛГО ДО ЕГО СМЕРТИ:
«БОЖЬЯ МАТЕРЬ УТЕШИТЕЛЬНИЦА ВСЕХ СКОРБЯЩИХ»
А НАД ДИВАНОМ, НА КОТОРОМ УМЕР Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ,
ВИСЕЛА РЕПРОДУКЦИЯ
МАДОННЫ РАФАЭЛЯ.
Достоевский против католичества. Плодами восхищается, а корни отвергает.
Из дневника, март 2005
Посмотрели по «Культуре» фильм Фазиля Искандера о Пастернаке. Фазиль – автор и ведущий.
Настоящее произведение искусства. Фазиль читает любимые стихи Пастернака. Читает много. Один поэт читает и понимает другого. Любит и понимает. Вот классический пример того, что любовь – лучший способ познания.
Вот лишнее доказательство – какое лишнее? – необходимое доказательство – того, как гениальный художник понимает гениального художника. Лучше всех и всяких критиков.
Фазиль Искандер о книге Карякина «Перемена убеждений»
Очаровательны первые страницы книги о детстве и юности, когда автор думал, что думать еще не умеет. Однако вспомнил все главное.
Дальше идут бесконечные картины встреч с интересными людьми, раздумья о прочитанном и мысли, возникшие у него в связи с прочитанным, а иногда и без всякой связи с этим.
Автор книги, известный знаток Достоевского, приводит его замечательную мысль: «…Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Хотелось бы, чтобы этот великий совет Достоевского запомнило как можно больше людей.
Автор книги показывает, как поток жизни, прочитанные книги, встречи с умными людьми и собственные раздумья постепенно привели его к переменам политических и философских убеждений. Никакого насилия над внутренним миром читатели, и потому веришь автору до конца.
Это замечательная книга, сюжетом которой служит движение
ИЗ РЕЧИ НА ЮБИЛЕЕ мысли.
Знаю, что Юра многие годы ведет дневник и очень надеюсь и жду с большим любопытством, что он их опубликует.
А теперь прочту стихотворение. Представьте, что его читает сам Карякин с бокалом в руках.
ТОСТ
Товарищ бывалый,
Ты жив? Это чудо!
Содвинем бокалы!
Расширим сосуды!
Вниманье, застольцы!
Очнитесь от сплина.
Несут миротворцы
Закуски и вина.
Кто выпить желает,
По праву пригубит.
Кто прав нас лишает,
Тот лень усугубит.
Мы вышли из мрака
Во мрак беспредела
От мысли двоякой
К двоякому делу.
Сомненья нависли,
Что палка террора
Хромающей мысли -
Костыль и опора.
От века тирана
До века наживы
Дожили, хоть странно:
Мы все еще живы.
Узнали мы, ахнув,
Что люди линяют.
Где деньги не пахнут
Там руки воняют.
Не сказочный витязь
Прихлопнет хапугу.
Держитесь, держитесь!
Держите друг друга.
Чтоб стоны Камчатки
И плач на Урале
В таком же порядке
В Кремле прозвучали.
Чтоб с гордостью некто
Сказал без угрозы:
«Москва наконец-то
Поверила в слезы».
Мы раньше с невеждой
Возились немало.
Встряхнем же надеждой
Народ наш усталый.
Пусть шутка не минет
Холмы и долины.
Пусть хохот откинет
Согбенные спины.
Где путь наш дальнейший?
Из под завала
Что скажет старейший?
«И хуже бывало!»
Не хныкать, не охать!
За дело, в дорогу!
Пахать – это похоть,
Угодная Богу.
В работу искусно
Как в лед ледорубы,
Как в яблоко с хрустом
Вонзаются зубы.
Не медлить напрасно.
Нам ждать не престало.
Где много пространства,
Там времени мало.
Как долго народы
На классы и расы
Делили уроды
И лоботрясы.
Есть нелюди – люди.
Тряси хоть планету
Другого по сути
Отличия нету.
Вперед, запевалы!
Да сгинут зануды.
Содвинем бокалы!
Расширим сосуды!
Как голос Мессии
В едином порыве
Летит над Россией:
«Мы живы! Мы живы!»
НАУМ КОРЖАВИН
Познакомил Карякина с Коржавиным, познакомил заочно, почти полвека назад Толя Черняев. Еще в Праге, где оба работали в журнале «Проблемы мира и социализма», показал Толя Юре стихи Коржавина, помнится там были «Танька, Татьяна, Татьяна Петровна» и другие.
А потом уже в Москве во второй половине 60-х они встретились, быстро сошлись и сдружились. Одно время, оба бездомные (Карякин ушел из семьи, Эмка приехал от своей Любани в Москву и жильем не мог никак обзавестись) жили в квартире их общего друга Камила Икрамова. Тут же небольшую квартирку завалили книгами, бумагами, захламили так, что по их собственному признанию пробирались на кухню с ледорубом. А когда у нас с Карякой образовалась наша первая однокомнатная квартира в Новых Черемушках в 1967 году, Эмка стал ее постоянным посетителем.
Приходил он всегда со стихами, с рассказами о том, что делается в редакциях «Нового мира» и других, всегда возбужденный, мне казалось всегда голодный. И когда из его портфеля вываливались два-три батона хлеба, на мой недоуменный вопрос: «Ну для кого ты столько покупаешь?», он смущенно отвечал: «Понимаешь, это у меня осталось от ссылки. Кажется, что не хватит».
В доме нашем собирались тогда частенько Аркадий Стругацкий и Саша Аскольдов, приезжал иногда Эрик Неизвестный, не вылезал Тошка Якобсон, читал стихи, приносил «Хронику», приезжал Юлик Ким. Юра иногда предупреждал Эммочку о чем-нибудь и говорил: «Но об этом, Эмка – никому». В ответ простодушное: «Что ты Каряка-сука-сан, я же от тебя сразу домой, кому мне рассказывать!». Скоро посадили к нам в подъезд стукача, который и не скрывал, что выполняет роль дворника-осведомителя и иногда возвращавшемуся поздно и не всегда трезвому Карякину говорил: «Ты, Федорыч, не обижайся, я ведь говорю только правду. Вот так и скажу. Идешь выпивший, баб не водишь, а что друзья заходят – это их дело проверять». Потом в нашем доме взяли Толю Марченко (я не знала, да и никто не знал, что он некоторое время жил в пустой квартире на первом этаже, привел Тоша Якобсон). За Анатолием Якобсоном уже следили вплотную и предложили уезжать, А вскоре вызвали в КГБ и Эммочку. Помню его очень расстроенного и злого. «Стар я шляться по допросам. Придется и мне уезжать». В 1973 году мы его проводили.
Из эмиграции Эммочка присылал открытки, но всегда очень аккуратно, чтобы не навредить. Следили за его публикациями в эмигрантских журналах. Не очень-то понимали, как непросто складывалась его жизнь в США. И казалось, что больше уже и не увидим его в нашем доме, нервно потирающим руки и выкрикивающим своему идеологическому противнику: «Нет, вы скажите, товарищ Шелепин! А сказать-то вам нечего!»
А в 1990 году (?) он вернулся в Москву триумфатором. Как его встречали на творческих вечерах в Москве и в Питере! Вышли книги его стихов и удивительная историко-философская работа «В защиту банальных истин».
С Любаней приезжал он к нам уже в Переделкино. Постарел, катастрофически быстро слеп. Но по-прежнему как молодые говорили они с Юрой напропалую все вечера, нередко спорили, расходились в оценках происходящего в России и опять казалось им: впереди – вечность Удивительно, но письменных свидетельств их многолетней творческой дружбы не осталось. Впрочем взаимовлияние их , конечно, сказалось на всем, что они оба писали.