Лингвистический поворот и нарративистская модель исторического сознания
Историческое познание основано на исторических свидетельствах и, в частности, на письменных источниках, написанных в разных культурах, в разные эпохи Þ необходима интерпретация этой информации.
Вико Моммзен, Кроче Рекер, Х. Уайт Анкерсмит
Лингвистический поворот: сущность этого методологического движения кроется в установке, согласно которой именно язык источника – это первичный и наиболее значимый элемент в историческом познании.
Историческое познание основано прежде всего на исторических свидетельствах и прежде всего текстах. Эти источники, созданные в разные эпохи, в разном культурном контексте. Поэтому работая с текстом историк всегда его интерпретирует. (Жан Батист Вико – о роли языка, Бенедетто Кроче, Поль Рекёр, Хайден Уацт, Анкерсимт). Язык источника – первичный и наиболее значимый элемент в историческом познании. Историческое познание основано на воссоздании жизненного опыта людей, который зафиксирован в текстах, в определённых языковых приёмах. Следует различать историческое исследование и историописание, которое вторично.
Одно из центральных понятий – «нарратив», лингвистическая структура, имеющая форму повествования, связанную с определённым сюжетом. Поэтому в широком смысле слова нарратив – это фольклорные истории, мифы, сказки, литературные произведения, речи...
Исторический нарратив – сообщение, представленное в форме повествования о прошлом, построенное на основе фактов, сюжетов, системы ценностей. Каждая культура порождает нарративы.
Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. Пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова. Под науч. ред. Л. Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с.
Нарратив не просто последовательность высказываний, а некий рассказ, в котором объясняется характер последовательности событий, включённых в тело нарратива. Основные требования – сюжет, целостность.
Типы нарративов:
1. Классический нарратив: организующим принципом является Тема, а не проблема. Некий заданный сюжет, которому он следует. И задача его – в сообщении информации. Отсутствует критическое отношении к излагаемому, нет сравнения с другими точками зрения. Рассказ беспристрастного и честного наблюдателя. При этом собственной ценностной позиции тоже нет. Исключаются альтернативные интерпретации, иногда неосознанно.
2. Исследовательский нарратив – организующий принцип – Проблема. Исследовательский нарратив состоит из – первой части – постановка и обсуждение проблемы и второй части – аргументация авторского решения. Задача такого нарратива не в рассказе истории, а доказательстве правомерности выдвигаемых гипотез (Гарптам – системное и проблемное мышление; системное направлено на построение целостной картины, а проблемное делает акцент на том, что подлежит сомнению).
Системное мышление – направлено на построение целостной картины, целью для системного мышления является истина. А проблемное мышление акцентируется на том, что подлежит сомнению и не претендует на окончательную истину, занимается поиском.
Текст нарратива делится на две составляющие:
- постановка и обсуждение проблемы
- аргументация авторского решения
Автор стремится быть участником спора с непредсказуемым финалом. То есть задача не в рассказе истории, а в доказательстве правомерности выдвигаемых гипотез.
Увлечение нарративизмом не всегда полезно: далеко не все исторические тексты отвечают этим требованиям. Историческая информация не обязательно собирается в нарративной форме.
* * *
Следует различать понятие события и факта, что далеко не одно и то же. Историческое событие, имевшее место в прошлом, принадлежит исторической действительности. Исторический факт – всегда знание о вещи или событии, форма нашего знания об историческом событии. Исторический факт формируется на основе интерпретации исторических следов: руин, текстов и т. д. Сама интерпретация определяется ценностными установками исторического сознания.
Классификация фактов
Масса исторических событий вообще не стали фактами, так как от них не осталось следов.
Все события делят на те, которые стали историческими фактами (вышли из области трансцендентного, стали имманентными), и те, что ими не стали.
Те события, которые стали фактами могут быть разделены на следующие группы:
- созданные – факты из первых рук;
- воссозданные – подход к известным фактам с новой интерпретацией (опираясь на то, что уже было известно, но теперь иначе интерпретируется);
- сфабрикованные – факты, для которых нет исторических событий (созданные историческим сознанием). Сфабрикованные факты делятся на две группы: умышленно созданные и неумышленно сфабрикованные факты.