Историософия, основные историософские концепции
Античность: становление исторического мышления в античной культуре
Этапы:
1. Мифологический (см. начало курса).
Среди мифов есть раздел мифов о происхождении. В них рассказывалось о том, как начали существовать мир и все вещи в мире, что сделали боги и герои.
Первой особенностью мифологического мировоззрения является то, что мифологическое время по природе своей замкнуто. Жизнь в мифе подобна пьесе, которая вновь и вновь разыгрывается в этом времени. Это присуще даже библейским текстам. (Пример мифологического сюжета из книги Экклезиаста — «Род приходит, и род уходит, а земля пребывает во веки… Суета сует. Все уже было, просто нет памяти о прежнем. И у будущего не будет памяти о настоящем». Замкнутость времени.)
Вторая черта – это безразличие мифа к человеку и его судьбе (в том числе к череде человеческих поколений). Мифология воспроизводит прежде всего порядок космоса, оставаясь равнодушной к порядку человеческой жизни.
И третья черта – все эти представления мифологические, они основывались на том, что были предметом и порождением устной речи (ороакустическая традиция). Сократ в «Федре» у Платона – ругает распространение письменности в Греции – устное слово, по своей природе лучше и могущественнее, а привычка доверять записям делает человека глупее и забывчивее.
История, опирающаяся на ороакустическую традицию, обладала ограниченной перспективой (события забывались или приукрашивались). *«Гимей» — сожаление об этом — бег времени уничтожает наше прошлое*.
Геродот: Гекатей, пути в Египет. Когда жрецы стали интересоваться историей родины Гекатея, он перечислил 14 колен своего рода (родоначальник — бог). Жрецы же показали ему святилище с 345 статуэтками жрецов, что соответствовало 345 поколениям, но при этом не происходивших от бога.
2. Эпос (греческий)
Отличительными чертами эпоса являются:
- Наличие автора, имя которого, правда, за давностью лет могло быть либо забыто, либо изменено;
- Эпический автор никогда не говорит о своем отношении к событиям – повествование отстраненное, в нём нет авторской оценки, выводов.
- Эпос фиксирует реальную временную последовательность событий, более соотносим с реальными событиями, произошедшими некогда, и в этом отношении более историчен.
Например, Гомер – сущность истории – в конфликте между богами. Ход земных событий, в конечном счёте определяется волей богов, хотя и человеческая воля там присутствует. Но череда событий у Гомера лишена общей направленности и смысла. Человеческая история у него как бы является художественным произведением, автором которого являются многочисленные боги. Жизнь и история – это конфликт богов, в котором жертвами оказываются люди. За красочностью сюжета постоянно скрывается вселенский пессимизм, предопределённость. Мысль об обреченности человечества.
Гесиод – VIII до н.э. «Теогония», «Труды и дни». Более рационалистичен. Здесь уже появляется идея эволюции. «Теогония» – эволюция космоса, которая началась со взаимодействия двух начал – Хаоса и Эроса. От них произошли Земля и Небо (Уран). Они породили горы и моря, потом титанов, циклопов и пр. В отличие от Гомеровского эпоса образы богов здесь менее чёткие и менее антропоморфны. И боги Гесиода выступают скорее в виде неких сил природы.
В «Трудах и днях» – есть эволюция человеческой жизни, которая замкнута и сводится к пяти векам:
Первый – Золотой век. Век мудрых людей, получивших свою мудрость и знания от богов. Человек существует в согласии с природой и окружающим миром. Век гармонии.
Второй – Серебряный век. Человек есть существо, обладающее свободой воли, и потому люди, предоставленные самим себе – перестают почитать богов и утрачивают божественную мудрость.
Третий – Медный век. Нарушение гармонии как между человеком и природой, так и между людьми. Между людьми начинаются конфликты и войны. Люди начинают доверяться чувствам и эмоциям.
Четвёртый век – Героический. Мудрость окончательно вытесняется воинской доблестью.
Пятый век – Железный. Усиливает распри. Культ героев, физической силы, отсутствие идеалов, упадок разумности, насилие и враждебность. Основной ценностью человеческой жизни становиться выживание в этом мире. А основными средствами выживания являются сила, геройство и стремление к материальной наживе и к деньгам. Время торжества эгоизма и своекорыстия. Клятвы не соблюдаются, уважения к родителям нет, и на смену морали приходит право.
«Было бы лучше, если бы я жил хуже». Как это трактуют: хоть и в железном веке, но он еще помнит все пять веков и понимает, жертвой чего стало человечество. Далее в человеке уже не останется ностальгии по Золотому веку.
С точки зрения ценности времени золотой век впереди. (Аристотель: «Мы не знаем, когда мы живем. В эпоху после Троянской войны. Но, с другой стороны, перед следующей Троянской войной»).
3. Следующий этап становление исторического мышления – античные историки.
Геродот (484 г. до н.э. - около 425 г. до н.э.) – древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» – автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
В объяснение исторического процесса намечаются два порядка исторической причинности:
- естественный
- сверхъестественный (божественный)
То есть с одной стороны ход человеческой жизни определяется богами, т.е. сохраняется мифологический подтекст. А с другой стороны действуют и сами люди. Люди с одной стороны свободны в своих поступках. На это обратит внимание Гегель, говоря о том, что идея свободы родилась в античности. С другой стороны – боги всегда следят за человеком и наказывают за ошибки. Отсюда можно сказать, что человеческая судьба, его история – это кара за ошибки и за успехи. Боги у Геродота не лишены человеческого свойства зависти. И в этом хаотическом столкновении воль и интересов Геродот обнаруживает некую закономерность – закон Мойра. Некая сверхъестественная сила, которая даже выше богов. Основным принципом Мойры является: «Человек не должен нарушать пределов отпущенной ему доли». То есть должен знать своё место в мире. Некий Логос истории, по Геродоту – Рок (Мойра) наказывает всякого, кто нарушает меру, того кто пытается взять больше, чем ему предназначено судьбой. Это хорошо прослеживается в «Персах» Эсхила. Поражение персов объясняется тем, что они нарушили закон мойр – посягнули на море.
Фукидид (ок. 460 - ок. 400 до н. э.) – крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны».
В отличие от Геродота – он более сух и выдержан в своём повествовании, и это первый автор, который вполне порывает с мифологией и относится к своим историческим описаниям вполне научно: мифические персонажи в истории не присутствуют. Мифологические персонажи на ход исторических событий практически не оказывают влияния, хотя по-прежнему присутствуют во внутреннем мире человека. Фукидид ограничивает мифологию областью человеческой психики. И хотя человек ещё зависит от мифа, но чисто субъективно. Сознание человека неизменно по своей сущности. Законы психологии неизменны, Þ когда бы и где бы ни жил человек, он всегда делает одно и то же — то есть история не имеет никакого высшего плана. В одной и той же ситуации в истории человек поступает совершенно определённым образом. Это предполагает опять-таки цикличность в истории, движение по замкнутому кругу.
* * *
Со стороны же классиков античной философии, того же Платона, Аристотеля – интерес к истории весьма незначителен. Потому что отношение вообще к окружающему миру у них как к миру неподлинному, ненастоящему, преходящему и изменчивому. Повторяется навязчивый мотив: наблюдаемый нами мир неподлинный, в нем все изменяется: все, что сегодня истинно, завтра может оказаться ложным. Подлинным является то, что устойчиво, постоянно, неизменно, едино и вечно – Бытие/Архе (6-й век Парменид). Жизнь – есть стремление к хаосу и потому не заслуживает внимания. В отношении времени – оно циклично и замкнуто. Платон и Аристотель практически не заметили Фукидида.
Философы этого периода придерживались циклической концепции времени, когда этому миру вещей во главе с человеком дается свобода, все начинается двигаться к разрушению и хаосу (Тимей, Платон).
Почему мир до сих пор не пришел к полному хаосу? Потому что вмешивается сверхъестественная сила — на краю пучины Творец берёт кормило и направляет Космос по прежнему круговороту, Космос по прежнему свойственному ему Логосу. Некий маятник от Логоса и Хаосу.
При том, что в крайних точках мир никогда не оказывается. Состояние Логоса – это состояние мира идей. Состояние Хаоса – состояние первоматерии, которой в никакой степени не присуща форма. Мир без форм. Период колебания маятника 300.000 лет. Через 300 тыс. лет всё на земле повторяется. Универсальный космический закон круговорота распространяется у Платона и на мир политической жизни общества.
В диалоге Платона «Государство» – создавать государство этого мира, следует в согласии с идеей Государства. В мире, где все течет, оно невозможно. Но, ориентируясь на него, можно создать хорошее государство. Основной идеей существования государства является справедливость, поддержание этого состояния.
- Аристократия (элита философов) – идеальная форма правления, которая может принимать форму монархии. Но предоставленное само себе человечество стремится к энтропии. Поэтому от Аристократии идёт движение по нисходящей к Тимократии.
- Тимократия – разум и высокие идеалы еще не совсем утрачены, но процесс уже пошел. Господство тщеславия и конкуренция приводят к забвению идеалов, основными ценностями становятся материальные ценности – переход к олигархии.
- Олигархия – государственная власть начинает соединяться с кошельком, сосредоточенность большей части государственного богатства на одном полюсе общества, власть богатого меньшинства, а остальные – за чертой бедности ® революция.
- Демократия – худшая форма правления, так как в ее основе лежит озабоченность властью и деньгами. Властью обладают все, но никто не чувствует себя влиятельным. Когда богатства равномерно распределяются в обществе, оказывается, что их не так и много, а кроме того они бездарно проматываются. Ведь демократия – это четвертая ступень деградации, и это влечёт только озабоченность властью и деньгами. В эту эпоху не рождаются творцы и гении.
- Тирания – не низшая по отношению к демократии форма правления, а начало нового витка, предполагает рождение новой аристократии. Тиран – это демократ из демократов, которые приходят к власти на волне демократических выборов. Оказывается в ситуации развала всего и понимает, что выполнить свои обещания не сможет. Но, чтобы сохранить власть, должен или начать внешнюю войну, или великую стройку. И если проблемы ещё не преодолены – найти виновных и весь энтузиазм толпы направить на борьбу с ними. Новая аристократия возникает в том случае, если человеческий разум начнет утверждать новые ценности и идеалы («новый алтарь», по выражению Вико). Тиран поневоле создает аристократию вокруг себя.