История гуманитарного познания в целом

Специфика социально-гуманитарного познания

В современно науке, когда говорят о науке вообще, то речь идёт чаще всего о математическом естествознании и технических науках.

Чарльз Перси Сноу 1905–1980 гг.

Книга «Две культуры и второй взгляд», 1963 г. В этой работе он писал о том, что мир западной интеллигенции всё явственнее раскалывается на две противоположные части – математическое естествознание и с другой сторону – гуманитарное знание и искусство. При этом современное гуманитарное знание, идя своими путями, развилось настолько, что его теории и предмет исследований стали далеки и непонятны для непосвящённых. Ситуация с расхождением двух видов познания подобна «эффекту разбегающихся галактик» в астрономии.

Значение термина «гуманитарное знание». Гуманитарное знание и гуманитарные науки.

Термин «гуманитарное знание» имеет три основных значения в современной литературе:

1. От эпохи Возрождения: гуманизм подразумевает такое отношение к человеку, при котором он рассматривается в качестве гармоничного единства двух начал – природного и духовного. (Бердяев: метафора исторического маятника – ситуация Возрождения: человеческая культура не выдерживает односторонней прикованности только к духовному началу ® маятник качнулся к природе ® наступает гармония между природным и духовным. А затем маятник продолжит свое движение: ХХ век – торжество материального начала (о цикличности также – Вико). Гуманитарное знание
в эпоху Возрождения противопоставляется теологическому.

2. Гуманитарное знание связано с человеком и его существованием.

3. Знание, предмет которого не природа и даже не человек, как единство биологического и социального, а мир человеческого существования, который имеет ценности и смыслы, которые он приобретает в присутствии и при участии человека. Таким образом, гуманитарные науки прежде всего связаны с духовной культурой.

* При этом термины «гуманитарное знание» и «социально-гуманитарное знание» иногда употребляются как синонимы, иногда различаются (сферы их исследований разделяют – на науки о человеке и науки об обществе).

Происхождение и эволюция гуманитарных наук. Их место в культуре

В эволюции гуманитарного знания выделяют следующие этапы:

I. Антропологический поворот – Античность. Первыми, кто осуществил поворот от исследований природы в целом, к исследованию человека были софисты и Сократ 5–4 вв. до н.э.

В чём состоял этот поворот? Софисты первыми обратили внимание на внутренний мир человека и прежде всего на работу его сознания. Софисты, были подобны тому ребёнку, который впервые увидел самого себя. (Гегель: «Человеческий глаз впервые обратил внимание на самого себя»).

Сократ сделал предметом своего познания прежде всего человеческий разум. В этом плане его можно назвать первым рационалистом. (Ницше: «Сократ отравил ядом рационализма всю европейскую культуру».)

Сократ: «Разум может быть познан только самим собой». «Не деревья за городом, а только люди в городе могут меня чему-то научить».

II. Философия христианского Средневековья. Вопросы человеческого существования обсуждаются в теологическом ключе. В основном две темы: этические вопросы и тема свободы.

III. Новое время. Гуманистическое знание развивается в контексте европейской метафизики: Дэвид Юм (английский эмпиризм), Спиноза (рационалист, этика, апофеоз рационализма в области этики), Эммануил Кант (и проблемы свободы и проблемы этики, тема истории), французские просветители.

IV. Окончательное формирование социальных и гуманитарных наук в XIX – XХ веках. Между ними распределился весь мир духовной культуры. Прежде всего, это происходит в связи с практическими нуждами человечества. Философия в XIX веке формируется как знание о человеке в условиях индустриального общества. Социология со времён Огюста Конта, формируется как знание об обществе в связи с озабоченностью государства проблемой равновесия социальной системы в условиях социального и экономического неравенства.

Если говорить об истории – это первая форма знания о человеке и его жизненном мире, который берет свое начало в мифологии.

Мишель Фуко («Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», 1966 г.): история образует среду, или жизненный мир всех гуманитарных наук и в этом плане является неким эмпирическим фундаментом для всего социо-гуманитарного знания. Поскольку исторический человек – это тот человек, который живёт, трудиться и говорит. Поэтому гуманитарные науки формируются рядом с науками о жизни, труде и языке – биологией, экономикой и языкознанием. Поэтому объект гуманитарных наук – это существо, которое тесно связано с природой, которое производит, потребляет и говорит. И это прежде всего базовые гуманитарные науки – социология, психология и литературоведение.

Три исторические модели (парадигмы) гуманитарных наук, выделяемые Фуко:

1. Биологическая. Поскольку изначально сущность человека увязывалась с его природным существованием (Монтескьё, Гердер...)

2. Экономическая. Парадигма XIX века, в которой сущность человека выводиться из экономических отношений (Карл Маркс).

3. Лингвистическая (структуралистская): сущность человека рассматривается и связывается с языком и социальной коммуникацией (сам Фуко, как основатель структурализма).

Место гуманитарных наук

Следует обозначить также три основных подхода к роли и месту гуманитарных наук в системе знаний (в философии науки):

1. Позитивисткий. Гуманитарные науки в современной культуре с этой точки зрения являются относительно молодыми. И это науки, стадия формирования которых ещё не завершена. Поэтому эти науки, в отличии, например, от математического естествознания, часто не имеют достаточно чёткой и определённой методологии. А ведь ещё со времён Бекона – наличие метода – первое условие научности знания.

2. Неокантианство, Дильтей (впервые в XIX веке). Противоположная точка зрения. С этой точки зрения гуманитарное познание принципиально отличается от естественнонаучного. Поэтому – никакого заимствования и подражания (в методологии). Гуманитарное знание радикально отличается от естествознания. Предметом познания гуманитарных наук является не природа, а духовный мир человека.

3. (Стёпин) Некая средняя позиция, согласно которой и математическое естествознание, и социально-гуманитарное познание являются науками, а, следовательно, у этих наук должны быть общие черты (перечисляет в учебнике); но и различия, которые носят второстепенный характер. Поэтому их методологии во многом могут быть близки и совместимы, хотя и не тождественны.

Наши рекомендации