Предмет и понятие философии в её истории

Сам термин «философия» появился в IX веке до н.э. Один из фрагментов высказывания Пифагора, его метафора: «Жизнь человеческая подобна Олимпийским играм. Её участники: первые – соревнующиеся, которые борются друг с другом ради славы, вторые – зрители, третьи – торгуют, четвертые – наблюдают эту жизнь и пытаются понять, участниками чего они являются – они и есть философы». С тех пор под философией понимают человеческое познание мира в целом, любую область человеческого познания. Например, Архимед был как философом, так и путешественником, и математиком. В Античности еще не производилась дифференциация наук.

В христианском Средневековье ситуация с философией складывается отрицательно. В первые века торжества христианства философия преследовалась, как языческая культура, культура многобожия. Христианская культура опиралась не на миф (фольклор) как язычники, а на книги, тексты (Священное Писание). Например, в письмах апостол Павел упоминает «Да убойтесь братия, чтобы кто-то не увлек вас философией». Философия это поиск истины посредством разума, логики. А христианство требует безоговорочной веры.

Затем возникает философия христианского Средневековья – недоразумение. Апостол Павел: «разум вере только вредит». Что же послужило его возникновению?

1. Распространение христианской веры среди образованных представителей Римской империи. Анализ Священного Писания, обдумывание противоречий. Яркий пример, это Аврелий Августин, живший в V веке н.э. во времена падения Римской империи. Он задумался, не является ли принятие христианства причиной падения Рима. Его работа «О граде Божием», «Исповедь».

«О граде Божием» – первая концепция христианской философии истории.

«Исповедь» – попытка Августина рационально осмыслить и истолковать текст Священного Писания. Некоторые книги этой работы он начинал с извинения перед Богом. Августин достаточно поздно принимает христианство, в 33 года. До того – манихей.

2. Задача распространения христианской веры среди нехристианских народов. Оказалось, что простой спор двух вер ни к чему не приводит. Для переубеждения язычников нужно было:

а) показать несостоятельность язычества;

б) убедить в истинности христианства.

И то и другое требовало знаний, логики и риторики.

С XVI - XVII веков в Европе начинается первая научная революция. Происходит развитие научных способов познания действительности. Это приводит к противопоставлению науки другим способам познания мира – мифологии, религии, магии и т. д. Начинается формирование отдельных научных дисциплин, их дифференциация, которая заканчивается к первой половине XIX века позитивизмом (Конт, Мельт, Веллер). Познанием мира занимаются отдельные науки – секторы, участки. Каждый сектор вытесняет философию из своей сферы. А где же место философии? Её объявляют отработавшей ступенью ракеты – не истинной формой человеческого познания, так как наука это опыт, а философия не основана на опыте (Конт: «Наука и только наука, сделает человека счастливым»). Так, что делает философия?

Все же после дифференциации за философией сохранилось особое поле деятельности. Философия носит беспрецедентный характер, у неё нет особого предмета. Но не совсем так. А в том смысле, что она не занимается изучением реальности, ни мира природы, ни мира социального. Она и не естественная и не общественная наука. В философии рассматриваются два аспекта, в которых исследуется:

- человек как духовное существо (обладающее сознанием и мышлением);

- отношение человека к окружающей действительности, к реальному миру.

Одним из таких отношений является отношение познавательное. Анализируя это отношение, философия и выступает «мышлением о мышлении» (Малиашвили, Аверинцев, Зиновьев). Она ориентируется на то поле, которое существует между человеком и реальностью, между субъектом и объектом. Поэтому одним из доминирующих направлений стала «феноменология» (основатели Гуссерль, Хайдиггер). Хотя со времен Античности философия осталась понятием умозрительным – стремлением нашего сознания постичь самое себя. Субъект познает сам себя. Мышление направлено на мышление, сознание на сознание.

Что же такое философия науки? Если философия есть «мышление о мышлении», то философия науки есть «мышление о научных формах мышления». Это попытка ответить на вопрос «как возможна сама наука?», каковы её возможности и перспективы.

Наши рекомендации