Понятие культуры. Цивилизация.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби
(1889 - 1975).
Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
К основным цивилизациям (они оставили яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации) относятся (относились):
шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.
Локальных (замыкаются в национальных рамках) цивилизаций в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории являются:
-вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
-ответ цивилизации в целом на вызов;
-деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме «вызов – ответ».
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936).
Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Это – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность.
Культура зарождается, живет и умирает.
Цивилизация в рамках культурологического подхода – это высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Помимо формационного, цивилизационного и культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.
Взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, он рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека.
Эстетическое сознание.
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах.
Специфическая особенность эстетического сознания заключена в том, что взаимодействие человека и объективной действительности переживается, оценивается и мыслится здесь сугубо индивидуально, с точки зрения отношения к исторически детерминированным идеалам воплощения красоты и прекрасного в реальной жизни и искусстве. Эстетическое сознание, т. о., обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе как процесс создания, так и восприятия ценностей искусства. Оно имеет основы в психофизической и социальной природе человека. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определенный характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень специализирует и то и другое, способствует их осознанности и социальной определенности.Эстетическое сознание по своему составу и структуре представляет как бы подымающуюся вверх лестницу. Образующие его части: эстетические эмоции, чувства, восприятия, вкусы, потребности, идеалы, взгляды, категории и теории — между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Вполне понятно, что при этом в эстетическом отношении в равной мере переживаются и оцениваются как позитивные стороны действительности, так и негативные. Эстетические чувства формируют соответствующие потребности, которые регулируют действующий на начальной стадии, стихийно развивающийся, но так или иначе упорядоченный вкус. Нечто подобное происходит и с теми идеальными представлениями, которые осознаются и систематизируются в качестве исторически конкретного эстетического идеала.