Основные идеи философии Гегеля. Идеалистическая диалектика .
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – профессор Берлинского университета, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух);
диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
«Феноменология духа»;
«Наука логики»;
«Философия права».
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи это единственно существующая подлинная реальность;
первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
окружающего мира; природы; человека;
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики:
Все – Мировой дух – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала;
данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире.
Развитие происходит от абстрактного мышления к конкретному и проходит следующий механизм:
тезис(утверждение, форма бытия);
антитезис- его противоположность;
в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез– новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
По Гегелю, противоречие– не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику – как истину всеобщих законов и принципов.
Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
антично-средневековая эра –период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.
германская эра –современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Немецкая философия : поиски компромисной между верой и разумом .
Основные ее направления
немецкая классическая философия (первая половина XIXв.);
материализм(середина и вторая половина XIXв.);
иррационализм(вторая половина и конец XIXв.), «философия жизни».
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 - 1804);
Иоганна Фихте (1762 - 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
Георга Гегеля (1770 - 1831);
Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
Материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант .
Другим направлением немецкой философии XIXв. наряду с немецкой классической философией был материализм,получивший широкое распространение во второй половине XIXв. Немецкий материализм XIXв. представлен главным образом:
философией Людвига Фейербаха;
марксистской философией;
творчеством вульгарных материалистов.
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше.
В последствии «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма
29. Антропологический материализм Л. Фейербаха.Философия Людвига Фейербахасчитается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления;
не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея– лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
не признает единства философии и религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек, он – часть природы;
человек есть единство материального и духовного;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, он – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
Бога как самостоятельной реальности нет; он – порождение сознания человека;
Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания. Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а
познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает
не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.
30 формирование основ историческо-материалистического мировозрения (марксизм ) Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. Она является составной частью более широкого учения – марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
предшествующая материалистическая философия;
бурный рост открытий в науке и технике;
крушение идеалов Великой французской революции, их невозможность воплощения в реальной жизни;
нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;
кризис традиционных буржуазных ценностей.
Марксистская философия материалистичнапо своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализмаи исторического материализма
Суть исторического материализма в следующем:
на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения;
производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базисами надстройки выделяются общественно-экономические формации;
рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;
Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;