Теоцентризм средневековой культуры учение Аврлия Августина
Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
Периоды развития средневековой философии
1. Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения
2. Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Основные черты средневековой теологической философии:
1) теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
2)господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и обожественном откровении(Бога о Самом Себе – в Библии);
3)сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
4)человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
5)выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
6)выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:
1. Догмат о божественном творении:
1)Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм;
2)единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог;
3)сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
4)Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
5)поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
Нет четкой границы между Богом и его творением.
В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
1)Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
2)следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
3)зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
4)поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге содержит победу над злом. 2. Догмат о божественном откровении:
1)мир можно познать, только познав Бога;
2)Бог недоступен для познания;
3)несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
4)единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
5)Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
В средневековой философии
1)предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. 2)Первыми формами выражения философской мысли явились:1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий; 2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры. Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и истематизация христианского учения
Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души.
В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
Основные труды:
«Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве;
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;
«О прекрасном и пригодном»;
«Против академиков»