Основные идеи философии даосизма
1)все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
2)материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»);
3)мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);
4)особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами;
5)через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ»перейдет от императора к нему;
6)путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей
Социально-философские школы Древнего Китая конфуцианство и легизм.
Конфуцианство -древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551– 479 гг. до н. э.
Главныйисточникего учения - произведение Лунь Юй(«Беседы и суждения»).
Основные вопросы решаемые конфуциантсвом
Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия– отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным– как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).
Его основателями были Шан Ян(390-338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288-233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (IIIв. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Постулаты легизма
1)человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; 2)чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
3)государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
4)основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
6)основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
7)законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;
8)государственный аппарат должен формироваться из профессионалов;
9государс)тво – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
6. Древнеиндийская философия
Три основных этапаразвития философии Индии:
1)XV– VIвв. до н. э.– ведический период;
2) VI– IIвв. до н. э.– эпический период;
3)IIв. до н. э.– VIIв. н. э.– эпоха сутр.
Веды–религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XVв. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Ведывключали в себя:
1)«священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
2)описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
3)книги лесных отшельников («араньяки»);
4)философские комментарии к Ведам («упанишады»).
5)Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию. 1)Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи. 2)Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу. Древнеиндийская гносеология -изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений – выделяет три вида сознания древнеиндийской философии: 1)«пракрити» – материальное сознание; 2)«пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
3)«майя» – сознание сновидения, мираж.
Душавиндийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Манас– душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара– учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма– предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается Ахимса– единство всех форм жизни на земле. Буддизм и его основные идеи
Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
«Средний путь» – этопуть знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана– высшая благодать.
Четыре благородные (арийские) истины:
1)земная жизнь полна страданий;
2)страдания имеют свои причины–жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
3)от страданий можно избавиться;
4)существует путь, освобождающий от страданий,– отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Восьмеричный путь
1)правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
2)правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
3)правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
4)правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
5) правильный образ жизни –соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
6)правильное умение – усердие и трудолюбие;
7)правильное внимание –контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
8)правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Пять заповедей буддизма:
1не убий;
2не укради;
3будь целомудренным;
4не лги;
5не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.
7. Зарождение античной философии как самостоятельной формы сознания Космоцентризм древнегреческой философии. философия античности(от лат. antiquus – древний), подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.
Греческая философия как особое духовное явление возникает в VII-VI столетиях до н. э. в греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.
Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.
С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур. Возникал вопрос, какими же должны быть истинные верования и нормы? И можно ли вообще говорить об истинных и ложных ценностях? Все это приводило к вопросу, с которого начинается философия, – что есть истина?