Социальная и духовная сферы жизни общества.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.Каждая сфера включает в себя:определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними.Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.). Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;искусство — художественное освоение мира;наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;право — совокупность норм, поддерживаемых государством;образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между
людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена
(на рынках (биржевых)), распределения.
2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их
взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.
3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их
соотношение и функционирование.
4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль,
мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что
человечество создало и называется духовной культурой.)
5)Правовое.
Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой
взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе.
47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества. Смена общественно-экономических формаций происходит в результате возникших в способе производства материальных благ противоречий между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Эти противоречия непосредственное выражение находят в классовой борьбе противоположных антагонистических классов, разрешение которых осуществляется посредством социальных революций, приводящих к замене одной общественно-экономической формации другой. Не случайно классики марксизма на- зывали социальные революции локомотивами развития истории. В последнее время в связи с обоснованием цивилизационного подхода к развитию истории ряд исследователей выразили кри- тическое отношение к формационному чле- нению общества. Они считают, что в рамках формационной парадигмы не учитывается роль субъективного фактора, а сама история развития общества представлена как объек- тивный, естественно-исторический процесс. Недостатком этого подхода, полагают они, яв- ляется также отрицание вариативности обще- ственного развития, черты мифологичности и утопизма, связанного с учением о классовой борьбе и неизбежным наступлением комму- нистической общественно-экономической формации. Представители противоположной точки зрения считают, что формационный подход не исчерпал себя и не может быть исключен из истории развития человечества. Он не противоречит цивилизационному подходу, а является его дополнением. В своем единстве эти два подхода создают цельную и стройную концепцию исторического развития. Цивили- зационный подход рассматривает общество в статике, а формационный – в динамике. Люди как творцы собственной истории не могут не интересоваться проблемами, связанными с развитием общества, в котором они живут.