Основные исторические формы позитивистской философии:позитивизм,неопозитивизм,постпозитивизм
Позитивизм.Представители-О.Конт(разрабатывалпозитивную концепцию знания,характеризуя последнее как точное,реальное,достоверное и положительное),Г.Спенсер предлагает для философии и науки невозможность познания причин происхождения явлений, ограничивая их предмет лишь исследованием базовых закономерностей и свойств окружающего мира.Дж.Милль подчеркивается связь опытного познания мира с логическим уровнем его представления в сознании, что определяет «эмпирическое» происхождение большинства наших идей и нормативно-регулятивный характер логики человеческого мышления.эмпириокритицизма идеи которого составили основу неклассического образа науки. Его главные представители Р. Авенариус (1843–1896 гг.) и Э. Мах (1838–1916 гг.) исходили из недостаточности понятия научного опыта для обоснования объективного характера научных знаний,Главной идеей неопозитивизма, или логического позитивизма, выступает необходимость освобождения философии от решения метафизических псевдопроблем и ее кардинальная переориентация на исследование аспектов функционирования языка науки как преимущественного условия строгости и объективности последней.(Карнап,Витгенштейн,Шлик)Постпозитивизм(Кун-изучая динамику науки, приходит к выводу, что представление о становлении науки как последовательном процессе накопления знаний не соответствует действительности, поскольку типичным явлением ее развития выступает научная революция как кардинальный скачок и разрыв существующей последовательности, приводящей к смене и самих исследовательских установок, и способов объяснения объектов.научная теория, по Лакатосу, представляет собой некоторую программу, состоящую из жесткого ядра – концептуальных положений, играющих роль ее оснований и фундаментальных принципов – и слоя вспомогательных гипотез, объясняющих некоторую совокупность фактов и прогнозирующих появление новых.Поппер высказывает мнение о невозможности верификации суждений науки в силу того, что любой подтверждающий теорию факт сам интерпретируется в рамках некоторой научной теории, поэтому в подобном доказательстве обнаруживается замкнутый круг.
Философия экзистенциализма
экзистенциальная философия основывается на идеях датского мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, который полагал, что человеческое существование (экзистенция) является важнейшей философской проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связи центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности.. Ясперс (1883–1969 гг.), Г. Марсель (1889–1973 гг.), полагавшими, что смысл человеческой жизнипостигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, и атеистическую, связанную с именами М. Хайдеггера (1889–1976 гг.),Ж.-П. Сартра (1905–1980 гг.), А. Камю(1913–196 гг.), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы.
высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у которого «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у которого «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. Мунье,Бердяев и Бубер утверждается, что понятие личности, рассмотрение ее свойств, творческих проявлений имеет фундаментальное значение для прояснения вопроса о смысле человеческого бытия. Персонализм трактует личность как максимальную возможность человеческого самовыражения в форме изначальной свободы, настроенности на диалог с Богом и другими людьми, а также в перспективе ее самореализации в творчестве.
19)функции и ценностные аспекты науки в современном обществе.
наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.
функции науки:
1.познавательная
2.мировозренческая
3. производственная, технико-технологическая
4.культурная, образовательная
20)Понятие бытия.Формы виды и уровни бытия.
бытие-это филосовская категория, которая обозначает единство всего существующего
Формы бытия:
1.бытие вещей первой природы
2.бытие вещей второй природы
3бытие социального или бытие общества
4.бытие человека
Виды бытия:
Материальное бытие (это вся обьективная реальность)
Духовное или идеальное бытие (чувства,настроение,теории,понятия)
Уровни бытия:
1.Актуальное
2. потенциальное
21)Понятие материи.Современная наука и философия.материя-филосовская категория ,которая обозначает обьективную реальность ,существует независимо от человеческого сознания
Свойства материи:
1.бесконечность
2.несотворимость
3.движение
4.пространство
5.время и др.
Строение .материальное бытие подразделяется на живую и неживую природу .Неживая природа в порядке восхождения включ в себя следующие уровни:
1.элементарные частицы 2. атомы 3.молекулы 4.планеты 5.галлактики
6.системы галактик 7.метогалактик
Живая природа .уровни:
1.доклеточный
2.клеточный
3.организмы
4.популяция,на этом Ур возникает общество
22)Атрибутивные свойства материи:пространство и время,движение и развитие.Движение — способ существования мира .Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний.. Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина).
23)Диалектика,как филосовская теория развития,ее принципы ,законы и категории.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод
Принципы
принцип развития,( движение основной атрибут материи)
принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)
принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)
принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)
принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )
Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
3 базовых закона диалектики:
· - единства и борьбы противоположностей;
· - переход количества в качество;
· - отрицания отрицания.
Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.
24) основные идеи и принципы синергетики.
Синергетика (греч. sinergeia - совместное действие) - одно из ведущих направлений современной науки. Синергетика - наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы. В простейшем варианте можно предложить 7 основных принципов синергетики: два принципа Бытия, и пять Становления.
Два структурных принципа Бытия: 1) гомеостатичность, 2) иерархичность. Они характеризуют фазу «порядка», стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания. В терминах Аристотеля эта фаза определяет «время - кинезис».
Пять принципов Становления: 3) нелинейность, 4) неустойчивость, 5) незамкнутость, 6) динамическая иерархичность, 7) наблюдаемость.