Понятие мировоззрения. Его структура и основные функции
Понятие мировоззрения. Его структура и основные функции
Мировоззрение – это представления о мире и месте человека в мире.
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты сознания.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др.
Убеждения – это глубоко укоренившееся в сознании человека знания, в истине которых он не сомневается. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе.
Ценность– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.
Происхождение философии и её предмет.
Термин «философия» (от древнегреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором (VIв. до н. э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.
Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.
1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, А. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования.
2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.
3. Гносеомифогеннаяконцепция (от греч. gnosis– знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.
Предмет философии : весь мир, как единое целое.
Философия экзистенциализма
экзистенциальная философия основывается на идеях датского мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, который полагал, что человеческое существование (экзистенция) является важнейшей философской проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связи центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности.. Ясперс (1883–1969 гг.), Г. Марсель (1889–1973 гг.), полагавшими, что смысл человеческой жизнипостигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, и атеистическую, связанную с именами М. Хайдеггера (1889–1976 гг.),Ж.-П. Сартра (1905–1980 гг.), А. Камю(1913–196 гг.), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы.
высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у которого «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у которого «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. Мунье,Бердяев и Бубер утверждается, что понятие личности, рассмотрение ее свойств, творческих проявлений имеет фундаментальное значение для прояснения вопроса о смысле человеческого бытия. Персонализм трактует личность как максимальную возможность человеческого самовыражения в форме изначальной свободы, настроенности на диалог с Богом и другими людьми, а также в перспективе ее самореализации в творчестве.
19)функции и ценностные аспекты науки в современном обществе.
наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.
функции науки:
1.познавательная
2.мировозренческая
3. производственная, технико-технологическая
4.культурная, образовательная
20)Понятие бытия.Формы виды и уровни бытия.
бытие-это филосовская категория, которая обозначает единство всего существующего
Формы бытия:
1.бытие вещей первой природы
2.бытие вещей второй природы
3бытие социального или бытие общества
4.бытие человека
Виды бытия:
Материальное бытие (это вся обьективная реальность)
Духовное или идеальное бытие (чувства,настроение,теории,понятия)
Уровни бытия:
1.Актуальное
2. потенциальное
21)Понятие материи.Современная наука и философия.материя-филосовская категория ,которая обозначает обьективную реальность ,существует независимо от человеческого сознания
Свойства материи:
1.бесконечность
2.несотворимость
3.движение
4.пространство
5.время и др.
Строение .материальное бытие подразделяется на живую и неживую природу .Неживая природа в порядке восхождения включ в себя следующие уровни:
1.элементарные частицы 2. атомы 3.молекулы 4.планеты 5.галлактики
6.системы галактик 7.метогалактик
Живая природа .уровни:
1.доклеточный
2.клеточный
3.организмы
4.популяция,на этом Ур возникает общество
22)Атрибутивные свойства материи:пространство и время,движение и развитие.Движение — способ существования мира .Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний.. Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина).
23)Диалектика,как филосовская теория развития,ее принципы ,законы и категории.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод
Принципы
принцип развития,( движение основной атрибут материи)
принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)
принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)
принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)
принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )
Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
3 базовых закона диалектики:
· - единства и борьбы противоположностей;
· - переход количества в качество;
· - отрицания отрицания.
Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.
24) основные идеи и принципы синергетики.
Синергетика (греч. sinergeia - совместное действие) - одно из ведущих направлений современной науки. Синергетика - наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы. В простейшем варианте можно предложить 7 основных принципов синергетики: два принципа Бытия, и пять Становления.
Два структурных принципа Бытия: 1) гомеостатичность, 2) иерархичность. Они характеризуют фазу «порядка», стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания. В терминах Аристотеля эта фаза определяет «время - кинезис».
Пять принципов Становления: 3) нелинейность, 4) неустойчивость, 5) незамкнутость, 6) динамическая иерархичность, 7) наблюдаемость.
Общелогические методы
1. Анализ (греч. analisis – разложение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
2. Синтез (греч. synthesis – соединение) – объединение, реальное или мысленное, различных сторон, частей предмета в единое целое.
3.Абстрагирование.
4. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования
5. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов
Понятие мировоззрения. Его структура и основные функции
Мировоззрение – это представления о мире и месте человека в мире.
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты сознания.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др.
Убеждения – это глубоко укоренившееся в сознании человека знания, в истине которых он не сомневается. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе.
Ценность– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.