Биополе человека и его структура
Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа — абстрактная фикция, сейчас уже не признается даже материалистами. Многочисленные факты проявления сверхнормальных психических сил, специальные наблюдения и исследования показывают наличие вполне реальной духовной субстанции, и сейчас получили "гражданство" термины, которые раньше были в ходу только у оккультистов: плотная материя (грубая материя, или тело) и тонкая материя (тонкое тело). Поэтому следует заново обратиться к древним восточным и оккультным представлениям о строении человека и свойствах отдельных структур.
В "Тайтирийа-упанишаде" говорится о пяти оболочках (коша), из которых состоит живое существо [106 ]:
1. Аннамайа-коша, т. е. оболочка, формируемая за счет анны (пищи);
2. Пранамайа-коша, или облочка праны как жизненной силы;
3. Маномайа-коша, или оболочка ума;
4. Виджнянамайа-коша, т. е. оболочка интеллекта и чистого знания;
5. Анандамайа-коша, или оболочка блаженства.
Древние знания йоги и оккультизма (в этом отношении они полностью сходятся) подразумевали существование в человеке семи "тел": физического (грубое тело), астрального (мир чувств, эмоций и желаний), эфирного (флюиды астрального тела), ментального (мир мыслей)/каузального (причинное поле, или кармическое тело), буддхического (высший духовный разум) и атмического (наше истинное "Я", духовная субстанция—часть Абсолюта). Согласно другим воззрениям [3 ], следует выделять не семь, а шесть тел — физическое, астральное, ментальное, каузальное, буддхическое и этническое — тогда как своего эфирного двойника имеет каждое "тело".
Все эти тела взаимопроникают друг в друга наподобие матрешек, и атмическое тело — наиболее тонкая часть, которая имеет поистине Божественную природу.
Соотношения между всеми этими телами и соответствия между ними и Космосом приводятся на рис. 6. Так, наибольшая связь существует между физическим телом (и связанной с ним Волей) и атмиче-ским; астральное тело (Сердце) более связано с буддхическим (Душой) , чем с ментальным или другими телами.
Рис.6. Тела человека, их качества и основные астрологические соответствия [по М. Айванхову].
Отмечу, что название буддхического, или буддического, тела, несомненно, связано с санскритским словом "буддхи", означающим высший духовный разум; а каузальное тело (неправильно называющееся казуальным, поскольку происходит от латинского " causa " — причина, следствие) связано с Кармой человека. В каузальном теле как бы фотографируются, отражаются все поступки человека — хорошие и дурные.
После смерти тонкое тело покидает физическое тело, и на 40-й день высшая природа человека — каузальное, буддхическое и атмическое тело — отделяется от ментального и астрального тел (момент "второй смерти"). Две последние оболочки некоторое время еще остаются в околоземном пространстве, а затем также распадаются, причем их элементы идут на построение других душ людей [3; 146; 150]. Таким образом, весь наш интеллектуальный "багаж" в "мир иной" не переходит, и мы оставляем его так же, как и материальные блага, накопленные на Земле.
В теории восточных религиозно-философских систем хотя и учитываются все аспекты строения тонкого и грубого тела, основное внимание уделяется работе с астральным и ментальным телом. Наша же Карма — каузальное тело — непрерывно совершенствуется в добрых делах, на что, собственно, и направлена любая религиозная система, будь то христианство или буддизм. Поэтому, оставляя из рассмотрения кармическое тело для добрых дел, рассмотрим подробнее структуры астрального тела.
ЧАКРЫ и НАДИ — органы астрального тела, представляющие собой сгущения внутренней энергии, которые могут ощущать не только йоги, но и многие экстрасенсы [63; 64 ]. Нади — энергетические каналы, по которым циркулирует астральная энергия (прановые токи), чакры — сгущения этой энергии, связанные в своей локализации с переплетением различных нади. Слово "чакра" в переводе с санскрита означает буквально "колесо, круг". Действительно, они выделяются в теле как сфероидные излучающие энергию образования, от которых отходят лепестки — ближайшие к ним участки энергетических каналов-нади. Чакры и нади обладают многими свойствами, и наука сейчас только приступает к детальному их исследованию. Так или иначе, древнеиндийская традиция связывает функционирование чакр и нади в множестве разных планов, построенных в основном на принципе соответствия макро- и микрокосма. Здесь можно выделить три категории свойств, исходя из уровня их понятности для западного читателя. Так, с чакрами связывают особые свойства человеческой личности и поведения, т. е. положительные и отрицательные свойства характера, активизацию тех или иных органов чувств. Вторая категория соответствий, хотя и понятна для западного читателя, не вполне еще адекватно оценивается по своим причинам: это, например, соответствие запахов, вкусовых ощущений активизации той или иной чакры. Наконец, третья категория пока остается за пределами наших представлений, и это относится прежде всего к соответствующим каждой чакре божествам индуистского пантеона. Кроме того, разные источники иногда по-разному описывают некоторые свойства, и это также создает определенные сложности для анализа особенностей функционирования астрального тела.
Сопоставление основных источников [63; 64; 106; 111; 131 ] позволяет представить следующую развернутую характеристику семи основных чакр (т. е. шести центров, традиционно считающихся основными, плюс Сахасрары) (рис. 5):
МУЛАДХАРА-ЧАКРА
· Локализация на физическом плане: окончание позвоночника, между анусом и половыми органами.
· Анатомический коррелят: крестцовый плексус.
· Контролируемый орган чувств: обоняние.
· Контролируемая область и функции: процессы размножения, деятельность прямой кишки.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: гнев, жадность, заблуждения, расчетливость, чувственность, стремление к приобретательству.
· Желания и препятствия: безопасность.
· Чувство: терпение.
· Число лепестков: 4.
· Цвет энергии: красный.
· Биджа-мантра: ЛАМ.
· Носитель биджи: слон Айравата, на котором ездит Индра-бог грома.
· Звук октавы: до.
· Цвет биджи: золотой.
· Таттва (элемент): земля.
· Цвет таттвы: желтый.
· Вкусовое ощущение: сладкий.
· Запах:роза.
· Тип праны: апана + вьяна.
· Лока (область, мир): Бху-лока (физический план).
· Управляющая планета: Марс (Сатурн — по другим источникам).
· Божество: Бала-Брахма ("Брахма—ребенок"); правитель—Гвнеша.
· Шакти: Дакини.
· Поведение животного: муравья.
Эффект от работы с чакрой: сосредоточение на этой чакре ведет к усилению жизненной энергии, повышению устойчивости к болезням, дает бодрость и выносливость, решительность в мирских делах.
СВАДИСТХАНА-ЧАКРА (СВАДХИСТХАНА-ЧАКРА; СВАДИСТАНА-ЧАКРА)
· Локализация на физическом плане: основание половых органов.
· Анатомический коррелят: предстательный плексус.
· Контролируемый орган чувств: вкус.
· Контролируемая область и функции: органы брюшной полости, половые органы.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: ограниченность сознания, отсутствие сострадания, желание разрушения, заблуждения, презрение, подозрительность.
· Желания и препятствия: сексуальность.
· Чувство: чистота.
· Число лепестков: б.
· Цвет энергии: оранжевый.
· Биджа-мантра: ВАМ.
· Носитель биджи: крокодил.
· Звук октавы: ре.
· Цвет биджи: кроваво-красный или ярко-красный.
· Таттва (элемент): вода.
· Цвет таттвы: белый.
· Вкусовое ощущение: вяжущий.
· Запах: ромашка.
· Тип правы: апана + вьяна.
· Л ока (область, мир): Бхувар-лока (астральный план).
· Управляющая планета: Меркурий (Юпитер — подругам источникам).
· Божество: Вишну (Брама — по другим источникам).
· Шакдо Ракини.
· Поведение животного: бабочки.
Эффект от работы с чакрой: сосредоточение на этой чакре дает способность использовать созидающую и сохраняющую энергии, чтобы возноситься к чистому искусству и чистым взаимоотношениям с другими людьми; позволяет освободиться от страсти, похоти, гнева, жадности, ревности и зависти.
МАНИПУРА-ЧАКРА (МАНИПУРАКА-ЧАКРА)
· Локализация на физическом плане: солнечное сплетение (питающая часть), пупок (собственно центр).
· Анатомический коррелят: солнечный плексус.
· Контролируемый орган чувств: зрение.
· Контролируемая область и функции: зрительные функции, двигательный контроль, печень, селезенка, энергетические резервы организма.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: алчность, ревность, коварство, отсутствие совести, страх, ложь, глупость, заблуждение, жестокость.
· Желания и препятствия: бессмертие, власть, имя, слава.
· Чувство: сияние.
· Число лепестков: 10.
· Цвет энергии: желтый.
· Биджа-мантра: РАМ.
· Носитель биджи: баран.
· Звук октавы: ми.
· Цвет биджи: малиново-красный.
· Таттва (элемент): огонь.
· Цвет таттвы: красный.
· Вкусовое ощущение: перец.
· Запах: мята.
· Тип праны: самана + вьяна.
· Лока (область, мир): Сварга-лока (небесный план).
· Управляющая планета: Солнце (Марс — по другим источникам).
· Божество: Браддха-Шива ("Старый Шива") или Вишну
· Шакти: Лакини.
· Поведение животного: кобры.
Эффект от работы с чакрой: понимание процессов, происходящих в грубых и тонких телах; увеличение жизненной силы и избавление от многих заболеваний, приобретение долголетия и крепкого здоровья; развитие управленческих и организаторских способностей; улучшается контроль над речью и способность ясно излагать свои мысли, воздействовать на людей словами.
АНАХАТА-ЧАКРА
· Локализация на физическом плане: середина груди, на уровне сердца, между сосками.
· Анатомический коррелят: сердечный плексус.
· Контролируемый орган чувств: осязание.
· Контролируемая область и функции: руки, контроль дыхания, двигательные функции.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: положительные качества (вдохновение, творчество, надежда) и отрицательные — похоть, мошенничество, нерешительность, неуверенность, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, беспокойство, пристрастность, задиристость.
· Желания и препятствия: любовь, вера, преданность, долг.
· Чувство: удовлетворение.
· Число лепестков: 12.
· Цвет энергии: зеленый.
· Биджа-мантра: ЙАМ.
· Носитель биджи: черная антилопа.
· Звук октавы: фа.
· Цвет биджи: золотистый.
· Таттва (элемент): воздух.
· Цвет таттвы: бесцветный (дымчато-серый или дымчато-зеленый).
· Вкусовое ощущение: лимон.
· Запах: герань. Тип правы: прана + вьяна.
· Лока (область, мир): Манас-лока (план гармонии).
· Управляющая планета: Венера.
· Божество: Ишана-Рудра-Шива (Рудри — по другим источникам).
· Шакти: Какими.
· Поведение животного: антилопы.
Эффект от работы с накрой: обретение власти над своим "Я", мудрости и внутренней силы; приведение в равновесие мужской и женской энергии; контроль над чувствами; преодоление препятствий и трудностей; в присутствии такого человека люди обретают покой и радость; развитие божественного видения и установление гармонии намерения и действия; становление космической любви и развитие творческого вдохновения.
ВИШУДХА-ЧАКРА (ВИАДХА-ЧАКРА)
· Локализация на физическом плане: область шеи под глоткой, щитовидная железа.
· Анатомический коррелят: глоточный плексус.
· Контролируемый орган чувств: слух.
· Контролируемая область и функции: речевой контроль, слух.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: создание чувственно окрашенных образов, эмоционально-духовная деятельность.
· Желания и препятствия: знание.
· Чувство: единение.
· Число лепестков: 16.
· Цвет энергии: голубой.
· Биджа-мантра: ХАМ.
· Носитель биджи: слон Гандха — царь всех животных — дымчатого цвета.
· Звук октавы: соль.
· Цвет биджи: золотой.
· Таттва (элемент): эфир.
· Цвет таттвы: дымчато-пурпурный
· Вкусовое ощущение: горький.
· Запах: полынь.
· Тип праны: удана + вьяна.
· Лока (область, мир): Джана-лока (план совершенства).
· Управляющая планета: Юпитер (Меркурий — по другим источникам) .
· Божество: Панчавактра-Шива (Дживатма — по другим источникам).
· Шакти: Шакини.
· Поведение животного: павлина.
Эффект от работы с чакрой: спокойствие, чистота, ясность, мелодичность голоса; способность к духовной поэзии; понимание сновидений, проникновение в тайны Писаний.
АДЖНА-ЧАКРА (АГНИ-ЧАКРА, ТРИКУТА)
· Локализация на физическом плане: центр головы, на уровне центра лба между бровями.
· Анатомический коррелят: губчатый плексус.
· Контролируемый орган чувств: интуиция.
· Контролируемая область и функции: чувственный контроль и воля.
· Свойства проявления в психофизиологическом плане: ясновидение.
· Желания и препятствия: осознание, аскетизм, интуиция.
· Чувство: знание.
· Число лепестков: 2.
· Цвет энергии: синий (сама чакра — чисто-белого цвета).
· Биджа-мантра: АУМ.
· Носитель биджи: нада, известная как Ардхаматра.
· Звук октавы: ля.
· Цвет биджи: золотой.
· Таттва (элемент): психический элемент — Махататтва (состоящий из манаса, буддхи, ахамкары и читты).
· Цвет таттвы: прозрачно-люминесцентный голубоватый или камфорно-белый.
· Вкусовое ощущение: отсутствует.
· Запах: отсутствует.
· Тип праны: чистое сияние + вьяна.
· Лока (область, мир): Тапас-лока (план подвижничества).
· Управляющая планета: Сатурн (Луна — по другим источникам).
· Божество: Ардханаришвара, или полуженщина.
· Шакти: Хакини.
· Поведение животного: лебедя.
Эффект от работы с чакрой: избавление от всех видов грехов; аура такого человека позволяет всем, кто находится рядом, обрести спокойствие и ощутить вибрацию АУМ; АУМ исходит из самого тела человека; такой человек освобожден от различных качеств (таттвати-та), желаний и мотивов, толкающих его на различные действия; приобретается способность знать прошлое, настоящее и будущее, возможность проникать в любое тело по своей воле; старые кармические грузы, тяжесть прошлых рождений — все это сжигается в процессе работы с Трикутой.