Автор: Л.Ю. Новикова, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: диагностическая, эмоциональное раскрепощение, развитие творческих способностей.

Возраст:средний, старший.

Реквизит: карты Проппа.

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания ребятам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения в каждой группе или отдельному ребенку можно предложить набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа».

«Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) – 20.

Мы предлагаем использовать набор из пятнадцати карт: предписание или запрет, нарушение, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с дарителем, волшебные дары, препятствия, враги, помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, последействия победы.

На описание истории ребятам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ребенку раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает.

УБИТЬ ДРАКОНА

Автор: А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: диагностическая, самооценка, профилактическая, развитие творческих способностей, коммуникативности, эмоциональное раскрепощение, формирование коллектива.

Оборудование: четыре колоды упрощенных карт Проппа, фломастеры, краски, бумага.

Задание № 1: каждый, по кругу, называет имя и качество своего характера на первую букву имени.

Задание № 2: по кругу передается лист. Тот, к кому он попал, называет свой недостаток, дурную привычку или черту характера, от которой неплохо было бы избавиться.

Задание № 3: представить, что вы стали воплощением того самого недостатка, который вам мешает и изобразить, как бы вы тогда выглядели (мимика, жесты).

Ведущий: «У каждого из нас есть свои недостатки. Наши недостатки – это драконы, выращенные и вскормленные в домашних условиях нами самими. И у каждого в один прекрасный день появляется желание убить своего дракона. Но это – трудное и долгое дело, с которым не каждый может справиться. Поэтому сейчас мы объединимся в группы, ведь с помощью друзей легче справиться с любой неприятностью. Давайте попробуем придать каждому дракону реальный облик, чтобы мы знали, с кем воевать нам придется. А также обязательно надо написать план нашей битвы, потому что стратегия – часть успеха военных действий. Пока одна часть группы рисует дракона, другая часть пишет по картам Проппа историю битвы с ним. Нарисовали? Затем, поменяемся карточками. Те, кто писал, теперь дают дракону имя, рисуете оружие, которым будете биться с драконом, а те, кто рисовал, дописывают историю».

Ведущий (когда работа закончена): «Итак, все готовы к битве? Покажите своих драконов, оружие. Да, вы действительно хорошо подготовились. Пора выходить на бой. Сейчас каждая команда по написанному сценарию покажет нам свою битву с драконом, а мы посмотрим, кому же лучше удалось с ним справиться. Вам дается двадцать минут. На то, чтобы все отрепетировать, придумать костюмы и грим. Обязательно сделайте так, чтобы каждый участвовал в битве, потому что только командой вам удастся справиться с драконом».

Награждение: награждается каждая команда, можно сделать номинации, можно выдать удостоверения в том, что они являются истребителями драконов.

СКАЗКА

Наши рекомендации