Методология семиотики. Учение Ю. Лотмана о семиосфере
Юрий Лотман относится к Тартуской (Московско-тартуской) семиотической школе. Семиотика – наука о знаках, системе знаков. Язык – определенная система знаков. Эта школа соединила в себе и лингвистику и литературоведение, изучала культурный дискурс, структуру персонального характер, героя. Лотман – создатель семиотич. методологии в отечеств. науке – рассмотрение текста как системы знаков, разграничение семиотики (знаковая характеристика, форма, знак), семантики (смысловая характеристика, значение), синтагматики (способ соединения слов в предложения, фразы, суждения; синтаксис), прагматики (отношение человека и знака, читателя и автора). ). Все эти пункты (4) – моделирование текста как знаковой системы – семиотический метод. При анализе текста Л. использует метод 5-ти действий:1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте; 2) членение текста на сегменты и анализ его структуры; 3) поуровневое, детальное изучение текстовых ед. по уровню их усложнения; 4) анализ рифмы в поэзии / ритма в прозе; 5) обобщение наблюдений, конкретизация худ. смысла. При таком методе весь мир – семиотическая целостность. Семиосфера – семиотическое пространство, по существу равное культуре; необходимая предпосылка яз. коммуникации, участники коммуникации д. иметь предшествующий опыт. Для создания семиосферы обязательно д.б. бинарные оппозиции, асимметрия. Семиосфера – некое семиотическое пространство, структурное, элементов разной природы, находящихся в определенной системе, не статичных, а в подвижном состоянии, т.е. это определенная реальность. Но Л. не отождествил культуру с реальностью. Вся культура по существу – семиосфера – протяженная система, существующая над остальными образованиями, семиотический континиум.
Модернизм и постмодернизм
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд. Писатели: Кафка, Хэмингуэй, Рильке, Фолкнер, Фицжеральд. Постмодерни́зм (фр. postmodernisme – после модернизма) – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Модернизм | Постмодернизм |
Цель (неясная) | Игра |
Форма д.б. завершенной, замкнутой, законченной | Открытость, незамкнутость |
Замысел | Случай, случайность |
Иерархия (во всем; структура произведения, композиция картины) | Анархия (отсутствие упорядоченности, выстроенности) |
Предмет искусства – законченное произведение | Процесс, перфоманс, действие |
Дистанция (между зрителем и произведением) | Участие зрителя, читателя |
Центрирование (должна быть композиция с центром) | Рассеивание |
Жанр (границы, текст) | Интертекст – текст в тексте |
Семантика (наличие значимых смыслов) | Риторика |
Парадигма (целостность) | Синтагма (частичность) |
Метафора (образ) | Метонимия (замещение одного имени другим) |
Корни (глубина) | Ризома (поверхность) |
Интерпретация (толкование) | Против интерпретации, т.к. можно неверно истолковать |
Повествование | Антиповествование |
Основной код (норма) | Идиалект (диалект) |
Фаллоцентризм (муж.) | Полиморфность, андрогинизм (жен. и муж.) |
Метафизика (серьезное отношение к бытию, человеку, философ. дисциплина) | Ирония |
Определенность | Неопределенность |
Знак и значение – связь по определенности | Нет связи между знаком и значением по определенности |
Трансцендентальное (находящееся по ту сторону бытия, за пределами повседневности, нечто новое) | Имманентное (внутренне присущее, внутри бытия, присущее частности) |