Методология семиотики. Учение Ю. Лотмана о семиосфере

Юрий Лотман относится к Тартуской (Московско-тартуской) семиотической школе. Семиотика – наука о знаках, системе знаков. Язык – определенная система знаков. Эта школа соединила в себе и лингвистику и литературоведение, изучала культурный дискурс, структуру персонального характер, героя. Лотман – создатель семиотич. методологии в отечеств. науке – рассмотрение текста как системы знаков, разграничение семиотики (знаковая характеристика, форма, знак), семантики (смысловая характеристика, значение), синтагматики (способ соединения слов в предложения, фразы, суждения; синтаксис), прагматики (отношение человека и знака, читателя и автора). ). Все эти пункты (4) – моделирование текста как знаковой системы – семиотический метод. При анализе текста Л. использует метод 5-ти действий:1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте; 2) членение текста на сегменты и анализ его структуры; 3) поуровневое, детальное изучение текстовых ед. по уровню их усложнения; 4) анализ рифмы в поэзии / ритма в прозе; 5) обобщение наблюдений, конкретизация худ. смысла. При таком методе весь мир – семиотическая целостность. Семиосфера – семиотическое пространство, по существу равное культуре; необходимая предпосылка яз. коммуникации, участники коммуникации д. иметь предшествующий опыт. Для создания семиосферы обязательно д.б. бинарные оппозиции, асимметрия. Семиосфера – некое семиотическое пространство, структурное, элементов разной природы, находящихся в определенной системе, не статичных, а в подвижном состоянии, т.е. это определенная реальность. Но Л. не отождествил культуру с реальностью. Вся культура по существу – семиосфера – протяженная система, существующая над остальными образованиями, семиотический континиум.

Модернизм и постмодернизм

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд. Писатели: Кафка, Хэмингуэй, Рильке, Фолкнер, Фицжеральд. Постмодерни́зм (фр. postmodernisme – после модернизма) – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.



Модернизм Постмодернизм
Цель (неясная) Игра
Форма д.б. завершенной, замкнутой, законченной Открытость, незамкнутость
Замысел Случай, случайность
Иерархия (во всем; структура произведения, композиция картины) Анархия (отсутствие упорядоченности, выстроенности)
Предмет искусства – законченное произведение Процесс, перфоманс, действие
Дистанция (между зрителем и произведением) Участие зрителя, читателя
Центрирование (должна быть композиция с центром) Рассеивание
Жанр (границы, текст) Интертекст – текст в тексте
Семантика (наличие значимых смыслов) Риторика
Парадигма (целостность) Синтагма (частичность)
Метафора (образ) Метонимия (замещение одного имени другим)
Корни (глубина) Ризома (поверхность)
Интерпретация (толкование) Против интерпретации, т.к. можно неверно истолковать
Повествование Антиповествование
Основной код (норма) Идиалект (диалект)
Фаллоцентризм (муж.) Полиморфность, андрогинизм (жен. и муж.)
Метафизика (серьезное отношение к бытию, человеку, философ. дисциплина) Ирония
Определенность Неопределенность
Знак и значение – связь по определенности Нет связи между знаком и значением по определенности
Трансцендентальное (находящееся по ту сторону бытия, за пределами повседневности, нечто новое) Имманентное (внутренне присущее, внутри бытия, присущее частности)


Наши рекомендации