Особенности знания в культурах Древнего Востока
Университет как культурно-историческое явление
Университе́т (от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Болонский университет (1088) (юридический)— старейший непрерывно существующий университет Европы. Аль-Карауин (Марокко, 859 г.) (теологический) старейший университет мира, однако не выдавал дипломы до 1947 г., и формально старейшим университетом мира является Болонский. 3 важных направления: медицина, юриспруденция, теология. Автономия («автономия самому себе») – внутри универа создавались наши правила и законы, которые мы и соблюдаем, т.е. границы создавались самим универом (он был интернационален, основной язык – латынь). Именно в рамках универа впервые появилось понятие нации. Первый англоязычный вуз – Оксфорд (1117). В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия), что ознаменовало начало перехода от чисто теоретического обучения к теоретическо-практическому. бучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет. Средневековое высшее образование, в первую очередь, преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления. Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в. В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская коллегия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы. В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, которую окончил М.В. Ломоносов. В становлении российского высшего образования важную роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке». Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Промышленный переворот способствовал появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, дававших систематическое инженерное образование. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ, цель вуза - знание и понимание всех основных научных принципов с их объяснениями (В. Роджерс). В 1870—1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём допуска женщин в Медико-Хирургическую академию, а затем открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее. В 1950 году, ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование. В 1966 году, Организация Объединённых Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путём всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».
Место научных исследований в современном университете
В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия). В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Во всех передовых странах наука развивается, прежде всего, в университетах и приносит огромный доход. Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на развитие, фундаментальных знаний и практически нацеленных инноваций. Поэтому сегодня в числе первостепенных задач - развитие и поддержка фундаментальной науки и университетского образования. Интеграция науки и образования в живом учебном процессе способствует повышению качества подготовки кадров, развитию творческой инициативы молодежи, ее активному участию в решении вопросов, связанных с изобретательской и рационализаторской деятельностью, поиску эффективных, передовых, нестандартных решений научных и технических проблем. С помощью создаваемых на предприятии филиалов кафедр университета по основным специальностям повышается качество подготовки специалистов. Они успешно решают задачи по скорейшей адаптации будущих инженеров за счет всестороннего учета потребностей производства и перспектив развития предприятия, использования современного производственного оборудования в учебном процессе и проведении научных исследований. Это помогает также вовлекать студентов в инновационную деятельность. Показатель значимости современного вуза в научных исследованиях - 81 член сообщества МИТ являются лауреатами Нобелевской премии, это рекордный показатель.
Наука как тип дискурса
В ХIХ веке науку принято было определять как "систему знаний", независимую, в принципе, от социального контекста и форм коммуникации. Сегодня науку все чаще определяют как коммуникативный феномен, тип дискурса, диалога, подчиняющийся определенным правилам. Н.Д. Арутюнова дает следующее определение дискурса: «Дискурс (от франц. discours – речь) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, взятый в понятийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь». Поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и дру-
гим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно». Текст – это и часть дискурса, и предметнознаковый аспект коммуникации, а дискурс – деятельностный аспект коммуникации. Дискурс порождает текст. Дискурсивное мышление или речь характеризовались такими признаками, как вербальность, логичность, рациональность, безличность. Д.Н. Гилберт и М. Маклей, изучавшие коммуникацию в науке, объединяют в понятии дискурса все формы выражения мысли ученых - от журнальных публикаций и сообщений на конференциях - до личных разговоров. В.И. Карасик выделяет два типа дискурса: личностно-ориентированный (персональный) и статусно-ориентированный (институциональный) дискурс. Институциональный дискурс – это общение, ограниченное рамками того или иного социально-го института, где каждый из собеседников играет определенную социальную роль. Основная задача автора научного дискурса заключается в демонстрации истинности своей точки зрения в процессе познания объекта научного исследования. При построении высказывания автор должен убедить адресата текста, отсюда и такое свойство научных текстов, как наличие элементов полемики. От других типов дискурса научный отличается еще и тем, что уровень подготовки аудитории вполне соотносится с уровнем подготовки автора текста, автору не нужно заинтересовывать адресата, так как он сам мотивирован к восприятию в силу своей профессиональной принадлежности. Принцип статусного равноправия участников должен обязательно соблюдаться во всех проявлениях научного дискурса. Научный институциональный дискурс – это определенным образом клишированная разновидность общения между учеными, которые могут и не быть знакомы лично, но вынуждены взаимодействовать в соответствии с нормами социума, который можно определить как научное сообщество. Главной целью научного дискурса, согласно В.И. Карасику, является «процесс вывода нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными канонами научного общения – логичностью изложения, доказательством истинности и ложности тех или иных положений, предельной абстракцией предмета речи».
Доктрина сциентизма
Доктрина — некоторое систематизированное учение (обычно философское, политическое или идеологическое), связная концепция, совокупность принципов. Сциентизм — это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX–XX вв. Первую страницу этого философского направления вписал позитивизм, как своеобразная форма утверждения «панрационализма» в науке. Основоположник позитивизма О. Конт (1798–1857) полагал, что «позитивное» знание дает только наука. Все мистическое, мифическое и метафизическое следует устранить из науки. Представителя физики интересует, как действует закон всемирного тяготения, но он не задается «глупым» вопросом, а почему действует этот закон? Познанию подлежат лишь факты эмпирического опыта, явления, а не сущности. Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1846–1896) пришли к ложным выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке бал правит исключительно «релятивизм» — относительная истина. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, но сводили ее только до уровня методологии. Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка». В 20-х гг. XXв. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности, редуцировали философию до уровня логического анализа языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей логики при исследовании объектов, лишенных наглядности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и верификации последнего. На этом основании ряд положений, не подлежащих верификации на уровне чувственного опыта, объявлялся ложным или несостоятельным. В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и др. складывается «постпозитивизм» как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного. В реабилитации философии дальше К. Поппера пошел Имре Лакатос, рассматривая философию как существенный компонент научного знания. Но при этом специфика философии и науки не прояснилась. Философия рассматривалась как часть науки, а ее «метафизическая» проблематика — как один из компонентов исследовательских программ. Усилиями Л. Витгенштейна оформляется еще одна школа позитивизма – аналитическая философия. Эта школа рассматривает философию как средство анализа языка. В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн определяет философию как особый вид деятельности, цель которой состоит в логическом прояснении научной мысли. Нет собственных философских проблем, но есть проблемы конкретного исследования в одной из отраслей научного знания, суть последней состоит в адекватном выражении информации о познанном объекте и ее последующей трансляции на вербальном уровне. Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методологических проблем. Реальностью стал аппарат математической логики как средство анализа ненаблюдаемых объектов. О себе заявила семиотика как теория о знаковых системах. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики.
Обыденное и научное знание
Познание – процесс приобретения знаний, деят-ть людей по созданию понятий, схем, концепций, обеспечивающих ориентацию в окружающем мире. Критерии отличий научного познания:1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления 2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему.5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.6) Научному знанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект. Важнейшие особенности обыденного познания: 1. форма существования - здравый смысл. 2. субъект познания - человек без профессиональной научной подготовки. 3. объект познания - то, что имеет практическую значимость. 4. метод познания - метод "проб и ошибок", индуктивное обобщение, обыденное наблюдение и широкие аналогии. 5. несистематизированность знания. 6. синкретизм - объединение рационального и иррационального. 7. отсутствие специальных средств выражение.
Научные сообщества
Понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани, хотя его аналоги - «республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и другие имели давнее происхождение. Есть свидетельства, что еще в XVII в. аббат М. Марсанн был организатором «незримого колледжа». Научное сообщество — это объединение ученых в единую социальную группу на основе специфических признаков. Специфическими признаками научного сообщества являются: 1. Единые стандарты профессионального поведения. Так, в научной среде запрещен плагиат. В научных трудах рекомендуется использовать ссылки, указывать авторство; 2. Общность образования; 3. Наличие научных положений, которые используются группой без разногласия. 4. Общие ценности. Например, ученых естественных и технических наук объединяет ценность, связанная с возможностью экспериментальной проверки результатов научной деятельности. Научное сообщество формируется под воздействием двух групп причин: Во-первых, научные сообщества могут возникать под влиянием формальных причин, в частности, они могут создаваться посредством административных мер, приказов. Административными методами создаются также научные коллективы для выполнения конкретной работы или программы исследований. Например, создаются научные коллективы для проведения космических исследований или выполнения программы исследований в области нанотехнологий. Во-вторых, научные сообщества могут формироваться под влиянием неформальных причин. Здесь объединяющим моментом выступает научная проблема, которая интегрирует ученых в группу единомышленников. На неформальной основе формируются такие виды научных сообществ, как: исследовательская группа, научная традиция, научная школа. Исследовательская группа — это научный коллектив, который демонстрирует высокую степень солидарности для достижения определенной научной цели. Научная традиция — это совокупность навыков, мастерства, методологических предпочтений, которые разделяются учеными и передаются от поколения к поколению. Научная школа — это вид научного сообщества, который предполагает наличие ученого, обладающего ярко выраженными качествами лидера, а также его учеников. Лидер научной школы умеет открывать своим ученикам перспективы научного поиска, он в состоянии увлечь своих подопечных интересными идеями.
Абстрактный объект теории
Абстрактный объект — объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере: Тенис – абстрактное, игра в теннис – конкретное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию. Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к другому знанию. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез — восхождение от абстрактного к конкретному. Абстракция научная (лат. — удаление, отвлечение) — отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.
Строение научных теорий
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Итак, строение теории можно представить в такой схеме:1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.
Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.
Эволюция детерминизма
Детерминизм — (от лат. determi.no — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Идея состоит в причинной связности всего, что существует на свете. Но это не отменяет свободу воли. Механический (классический) детерминизм (Лаплас): из нынешнего состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность оказывается как бы внутри этих законов. Теологический детерминизм выступил как учение о предопределенности развития мира со стороны Бога. Космологический детерминизм утверждает однозначность развития природы. Антропологический детерминизм исключает свободу человека, утверждая фатальную предопределенность. Главный недостаток механистического детерминизма состоит, прежде всего, в том, что он представляет мир, Вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. 2) Вероятностный (неклассический) детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Понятие абсолютной точности бессмысленно (парадокс береговой линии – береговая линия суши не имеет четко определенной длины).
Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием.
Примеры: учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира.
3) Синергетический (постнеклассический) детерминизм — любые порядки (нормы), которые существуют, возникают из хаоса. Хаос порождает порядок. Синергетическое развитие сопряжено с аттракторами и бифуркациями. Аттрактор — последующее состояние предсказывает предыдущее — необходимость. Любой аттрактор входит в зону бифуркации. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи — основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.
Становление ноосферологии
Понятие «ноосфера» было Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского. Ноосферология – наука, изучающая организацию бытия человечества, в основе которой лежат учения выдающегося русского ученого В.И. Вернадского о взаимодействии людей с литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой и строительстве ноосферы.
По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:
-расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
-радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
-создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
-«подъём благосостояния трудящихся» (без точного определения понятия «благосостояние» и без указания, чем «трудящиеся» отличаются от других экономически активных членов общества) и «победа демократии»,
-установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
-учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
-вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
-превращение человечества в «геологическую силу».
Модернизм и постмодернизм
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд. Писатели: Кафка, Хэмингуэй, Рильке, Фолкнер, Фицжеральд. Постмодерни́зм (фр. postmodernisme – после модернизма) – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Модернизм | Постмодернизм |
Цель (неясная) | Игра |
Форма д.б. завершенной, замкнутой, законченной | Открытость, незамкнутость |
Замысел | Случай, случайность |
Иерархия (во всем; структура произведения, композиция картины) | Анархия (отсутствие упорядоченности, выстроенности) |
Предмет искусства – законченное произведение | Процесс, перфоманс, действие |
Дистанция (между зрителем и произведением) | Участие зрителя, читателя |
Центрирование (должна быть композиция с центром) | Рассеивание |
Жанр (границы, текст) | Интертекст – текст в тексте |
Семантика (наличие значимых смыслов) | Риторика |
Парадигма (целостность) | Синтагма (частичность) |
Метафора (образ) | Метонимия (замещение одного имени другим) |
Корни (глубина) | Ризома (поверхность) |
Интерпретация (толкование) | Против интерпретации, т.к. можно неверно истолковать |
Повествование | Антиповествование |
Основной код (норма) | Идиалект (диалект) |
Фаллоцентризм (муж.) | Полиморфность, андрогинизм (жен. и муж.) |
Метафизика (серьезное отношение к бытию, человеку, философ. дисциплина) | Ирония |
Определенность | Неопределенность |
Знак и значение – связь по определенности | Нет связи между знаком и значением по определенности |
Трансцендентальное (находящееся по ту сторону бытия, за пределами повседневности, нечто новое) | Имманентное (внутренне присущее, внутри бытия, присущее частности) |
Университет как культурно-историческое явление
Университе́т (от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Болонский университет (1088) (юридический)— старейший непрерывно существующий университет Европы. Аль-Карауин (Марокко, 859 г.) (теологический) старейший университет мира, однако не выдавал дипломы до 1947 г., и формально старейшим университетом мира является Болонский. 3 важных направления: медицина, юриспруденция, теология. Автономия («автономия самому себе») – внутри универа создавались наши правила и законы, которые мы и соблюдаем, т.е. границы создавались самим универом (он был интернационален, основной язык – латынь). Именно в рамках универа впервые появилось понятие нации. Первый англоязычный вуз – Оксфорд (1117). В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия), что ознаменовало начало перехода от чисто теоретического обучения к теоретическо-практическому. бучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет. Средневековое высшее образование, в первую очередь, преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления. Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в. В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская коллегия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы. В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, которую окончил М.В. Ломоносов. В становлении российского высшего образования важную роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке». Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Промышленный переворот способствовал появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, дававших систематическое инженерное образование. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ, цель вуза - знание и понимание всех основных научных принципов с их объяснениями (В. Роджерс). В 1870—1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём допуска женщин в Медико-Хирургическую академию, а затем открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины по