Человек как целостная система.
Человек – сложная целостная система, которая является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру.
Человек становится человеком в результате трудовой деятельности.
Экзистенциализм (существование) — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности неподвластного разуму бытия человека. Идея преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большой акцент на глубине эмоциональной природы.
Философская Антропология - разработка философских проблем человека, раздел философии, в к-ром человек выступает в качестве специального предмета познания. Философско-антропологические изыскания, охватывающие отношение человека к миру, его “действования” в нем, духовный опыт личности, задачи ее духовного самоусовершенствования, тесно увязывались с размышлениями о смысле и конце истории.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.
Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
Составляющие сущности человека (духовное, телесное, социальное, биологическое)
Способы достижения общей духовно-телесной целостности
I. Восполнение телесной половинчатости через соединение с существом противоположного пола в любви, браке, семье (В.С. Соловьев, И.Кант, Л.Фейербах)
II. Обретение чувства нравственного единения между мною и другим, между Я и Ты( М. Бубер, Л. Фейербах)
III. растворение телесной раздвоенности в полноте духовной жизни через преображение, сублимацию телесного влечения к воссоединению
Наука и техника.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании.
Представители: Р. Декарт М. Хайдеггер, К. Ясперс, О. Шпенглер
Метафизические корни и основания науки: наука пытается приструнить природу, изучает, чтобы управлять ей.
Общие закономерности развития науки:
1) преемственность в развитии науки, т.е. связь традиций и новаций
2) единство качественных и количественных изменений науки, т.е. революционных и эволюционных изменений.
3) интеграция (наука как единое целое — физика — раздел философии) и дифференциация (с 16 в. целостного взгляда на мир не существует) научного знания. Эти процессы идут параллельно в каждую эпоху развития науки - меняется только крен в ту или иную сторону; то одни превалируют, то другие. (Дифференциация — разбиение науки по дисциплинам. Интеграция — все сводится в целое. Было время, когда была 1 наука — философия, а все остальные науки были частью ф-фии).
4) математизация и компьютеризация науки.
5) теоретизация и диалектизация науки.
Теоретизация - это уход от наглядных моделей (теория относительности Эйнштейна, квантовая механика). Наглядных образов уже не существует (микромир и макромир качественно различны).
Диалектизация науки — внедрение в корпус научного знания принципа развития «глобальный эволюционизм», универсальная история и принцип всеобщей взаимосвязи.
Всякая наука содержит 3 уровня единства фактов и теорий:
событийный,
психологический,
лингвистический.
Наука не признает доктринерства, ее идеалом яв-ся непрекращающийся рост научного знания.
Техника(встречается у Платона, Аристотеля) - совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей.
Этапы развития техники:
1.На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.
2.На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника отделяется от человека, а человек вынужден находиться рядом с техникой. Человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.
3.В результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом, контролером.
Взаимодействие человека и техники:
Взаимодействие между человеком и машиной - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным, небиологическим по своей природе устройством. Человек руководствуется мотивом, осмысливает предмет своей деятельности, реализует цель, вырабатывает средства ее достижения и на их основе может достигнуть нужный результат. У машины нет мотивации к решению задачи, у нее нет личного отношения к человеку и нет потребности строить такие отношения для достижения цели. Сама цель задается машине извне - тем, кем она управляема.
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:
А) субъект науки – ученый – выступает как главный элемент. Им может быть и отдельный исследователь, и научное сообщество, и научный коллектив и в конечном итоге общество в целом;
Б) объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина;
В) система методов и приемов, характерных для той или иной науки или научной дисциплины и обусловленных их предметом;
Г) свой своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.) Специальный язык науки является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и их передачи от поколения к поколению.
Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Сам термин «Философия науки» получил распространение лишь в 20 в., первоначально – в работах представителей логического позитивизма, которые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента.