Основные подходы к проблеме познания.
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм; агностицизм. Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики(часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе». |
В отличие от агностиков сторонникискептицизма(от греч. skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). Как школа появился в Древней Греции. Пиррон - основатель.
Причины агностицизма:
I. Несовершенство человеческих возможностей.
II. Признание относительности знаний в связи изменчивости знаний.
III. Сам мир не познаваем. Человек может познать внешнюю сущность.
Принципы познания.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
историзма– рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;
объективности– признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, являетсяоценкой.
I. Структура познания
1. Познающий субъект
2. Объект познания
3. Истина
4. Заблуждение
5. Оценка
6. Практика
7. Формы познания (чувственное, рациональное, интуитивное)
Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.
Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Главные виды практики:
материальное производство;
управленческая деятельность;
научный эксперимент.
Функции практики – то, что она является:
критерием истины;
основой познания;
целью познания;
результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Структура познания.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Так же входят и средства. И результат. Результатом являются новые знания.
Формы познания:
Чувственное познание - основано на чувственном ощущении.
Чувственное познание включает в себя:
Ощущение отражение в сознании свойств и предметов воздействующих на чувство.
Восприятие. Результатом восприятия является синтез ощущений и формирование образа.
Представление - хранятся в памяти.
Рациональное познание - абстрактное мышление.
Формы:
Понятие - это любое слово использованное в речи.
Суждение - это отдельное предложение. Предложение имеющие смысл.
Умозаключение - это форма состоящая из предложений.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.