Принципы диалектического метода
а) принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов
б) принцип рассмотрения во взаимосвязи, системное познание
в) принцип детерминизма
г) принцип изучения в развитии (исторический и логический подходы)
Категории (неосновные законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
Источник развития в диалектике - разрешение внутренних и внешних противоречий.
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде спирали.
Впервые термин «диалектика» применил Сократ, искусство вести спор.
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики имеют универсальный характер.
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является Зенон Элейский.
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют диалектическим.
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированы Гегелем.
Бытие и его основные формы. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия.
Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному миру.
Основные формы бытия:
1.первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы (Суть: бытие предметов, объектов самой природы первичны. Они существуют объективно, то есть независимо от человека – в этом коренное отличие природы как особой формы бытия.)
2.вторая форма – бытие человека (Суть: человек – «вещь среди вещей». Человек является вещью, так как конечен, как и другие вещи и тела природы. Отличие человека как вещи от других вещей - в его чувствительности и разумности. На этой основе формируется специфическое человеческое бытие.)
3.третья форма – бытие духовного (идеального) (- это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. Оно существует и основывается на внутреннем опыте людей) делится на индивидуализированное духовное и на объективированное духовное.
4.четвертая форма – бытие социального (делится на индивидуальное бытие и бытие общества)
Учение о бытии
Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам. В первом случае бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Во втором случае бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»).
Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.
Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.
Монистические и плюралистические концепции бытия.
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются
монистическими(от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
дуалистические (от лат. dualis - двойственный) Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.
плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Познание и его структура.
Общее понятие познания.
Познание –процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).