Тема 31. Философия русского космизма
Основные понятия: космизм
Представители: Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.К. Рерих
Космизм - самобытное направление русской философии рубежа 19 века и развивается в 20 веке, термин появился позже.
Происходит от греческого слова космос означал гармонию и порядок противопоставленый хаосу.
Главные идеи - это гармония целостности мира и человека.
Идея активной эволюции - это сознательное участие человека в развитии мира.
Сам человек в космизме у всех авторов, понимается как существо не завершенное находящиеся в процессе изменения.
Истоки космизма в России - это с одной стороны достижение науки, с другой стороны это идеи религиозные.
Основателем русского космизма считается Николай Федорович Федоров (1829-1903). Его самым большим потрясением в жизни было понимание, что человек смертен.
Один из главных толчков Федоров называет осознание смертности.
Он в одно время преподавал в университете. Свои философские идеи Федоров не публиковал, писал дневники, которые не собирался публиковать. Только после смерти они были опубликованы его учениками.
Основная работа Федорова: «Философия общего дела».
Рассуждает о человеке Федоров признает, что человек существо природное и духовное, но в мире он пока не играет заметной роли. Это положение необходимо изменить. Всеобщим познанием и трудом, человечество должно овладеть стихийными силами природы при чем не только вне человека и в нем самом.
Главная стихия с которой сталкивается человек это смерть. Первый шаг на этом пути это начало управление эволюцией.
Для этого необходимо выполнение следующих задач:
· Регуляция космических явлений.
· Превращение стихийно - разрушительных сил в сознательно направленные.
· Создание нового типа организации общества. Даже придумал термин - психократия - это устройство общества по типу патриархальной семьи на основе сыновьей подчительности)
· Преодоление физической смертности человека.
· Выход на новый уровень бытия. Обретение человечества безмерной жизни во вселенной.
Для исполнения этих задач человечеству необходимо всеобщее познание опыт и труд в пределах реального мира. Постепенно приделы доступного человеку мира будут расширятся осознав свои задачи человечество придет к идеи общего дела.
По мимо бессмертия человека это еще и идея "имонентного воскрешения" т е возвращение к жизни всех прошлых поколений людей.
В основе общего дела идея коллективизма. Людей должно объединить смерть общего врага.
Прежде всего необходим синтез всех наук. Поскольку они должны изучать жизнь целиком, а не отдельные фрагменты.
По Федорову смерть вызвана двумя видами причин:
· Внешние их можно проделать познанием науки, познанием регуляции природы.
· Внутреннее причины - это не совершенство организации человека как живого организма и неспособность к постоянному самообновлению.
Каким образом можно преодолеть внутренние причины смертности:
Для преодоление причин смертности необходимо пересмотреть способ человеческой жизни. Главная ошибка человека это применение техники. То есть человек не изменяясь сам он изменяет внешние.
Федоров даже предсказывает восстание машин. Техника конечно важна, но это не главное направление в развитии человек должен раскрыться на развитие своих сил. В конечном итоге если человек возьмется за себя он сможет самовостанавливаться получит новые возможности такое состояние Федоров понимает такое состояние полноорганостью.
Так же развивается и интеллектуальная сфера. Именно такой человек сможет достичь бессмертия. Одна из проблем по мнению Федорова отсутствие прогресса в нравственности. Главная причина - это смертность и частая смена поколений. Поэтому необходимо воскрешение всех поколений. Федоров высказал гипотезу что по одной частице можно будет воскресить весь мир или всех можно будет восстановить по потомкам. Воскрешение должно быть семейным.
Таким образом человек восстановиться и перейдет на новый уровень бытия.
Ученик Федорова, Константин Эдуардович Циолковский - вундеркинд. Был глухим. До 20-х годов его идеи фантастические. В советские времена он получил признание. Первая построенная идея это сверх звуковой самолет. Преодоление сверх звукового барьера. Он считал себя реалистом. Говорил о том что во вселенной есть материя, но она бесконечно разнообразна. Таким образом вселенная единое материальное тело по которому путешествуют вечные не разрешимые атомы. Таким образом бессмертии возможно так как бессмертны атомы. Сделать это можно только с помощью науки. Идея выхода человечества в космос полностью опирается на идею Федорова о воскрешении.
При чем это движение начнется с России. Циолковский полагал что любая идея проходит путь от фантазии через научную теорию к реализации. Развивал не только техническую сторону вопроса и рассматривает состояние не весомости. Он полагал , что не понадобятся ракеты и физические тела.
Третий автор Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).
Это крупнейший ученый своего времени с 1890 профессор МГУ создатель многих наук.
Первоначально он был биологом. Он отвергает старый биологический подход. Он вводит понятие биосфера или сфера живого. Биосфера представляет совокупность живого. Эта система самоорганизующаяся. Еще одно из качеств это появление человека. Человек отличается тем что он выходит из биосферной среды и создает новую. Он называется ноосфера.
Факторы перехода к ноосфере:
· Распространение человека во всех слоях биосферы.
· Единство человечества. Это природный факт.
· Амосавление общественной жизни и истории.
· Развитие науки. Наука возникла в результате эволюции.
Он согласен с идеей Федорова о том что человек должен развиваться и он должен быть гейтеротрофным - это существо зависящиее от окружающего. Какие проблемы должно преодолеть питание и проблема источников энергии. Это идея опять приводит к идеи бессмертия.