Вопрос: 12 древнеиндийская философия
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);
- книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).
В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан, любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
- "пракрити" - материальное сознание,
- "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди),
- "майя" (сознание сновидения, мираж);
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для Индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши (для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
Данная философия традиционна и самобытна, существует тысячелетиями без особых изменений. Ее характерной чертой является сосредоточение на вопросах внутреннего самосовершенствования. В Индии к философии всегда относились с большим почтением, считая ее делом высшего, жреческого сословия - брахманов. Главные тексты – Веды (от слова «ведать» - знать) и Упанишады («сидеть у ног учителя»).
Существуют две группы школ (даршан) в древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные.
Ортодоксальные школы - Астика — общее название «ортодоксальных» индийских философских школ, признающих жизнь после смерти и авторитет Вед. – санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Неортодоксальные школы – буддизм, джайнизм, лакаята.
• Ортодоксальные школы
Санкхья считает, что все многообразие Вселенной - результат взаимодействия двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити (прасоздательница) – источник различных качеств и производящих сил мира, пуруша (человек, мужчина) – бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Главное религиозно-философское произведение – Бхагавадгита.
Йога(связь, усиление) переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Представитель йоги посредством активных усилий и сосредоточенности отделяет своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше – Господу, Владыке.
Ньяя (правило, логика) призывает обращаться к Атману в себе (духовной части души) путем познания. На первом месте данной школы – проблемы гносеологии и логики. Они создали классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали проблемы форм логического вывода.
Вайшешика (различение) считает, что абсолютное божественное Я творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы, действующей по закону кармы. Знание – выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Субстанция – носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша)) и еще четыре элемента: пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).
Миманса (букв. – исследование). Служит цели сохранения Вед (священных книг) и ведийского ритуала.
Веданта(завершение вед). Атман человека (духовная часть души) тождественен Брахману (божеству). Намечается путь освобождения и блаженство, путь слияния Атмана и Брахмана.
• Неортодоксальные школы(Школа не признающая Вед).
Буддизм – мировая религия. Основан в YI веке до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (названным Буддой – просветленным). Главные идеи – «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Жизнь полна страданий (корень страданий – в привязанности к жизни). Избавление от них приведет к нирване. Путь спасения – срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения.
Джайнизм. Два понятия: джива – живое и аджива – неживое. В мире – множество субстанций, каждая стремится освободить себя от адживы путем выполнения предписаний и подняться на вершину Вселенной для достижения блаженства и сохранения своей индивидуальности.
Локаята – материалистическая школа, приводящая к идее чувственного наслаждения (гедонизм).