Вопрос 2: предмет философии и её функции.
Основные понятия:
Аксиологический(от греч. axia — ценность и logos — слово, понятие, учение) — имеющий отношение к ценности или к теории ценностей.
Философия(греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Эпистемология(от греч. episteme – знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего.
Онтология(греч. – сущее, учение) – учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.
Антропология(от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.
Этика(греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения к-рой является мораль.
Эстетика- наука о канонах красоты и гармонии в искусстве и быту, о приобщении к миру, исполненному красоты и гармонии и зиждущемуся на этих канонах.
Бытие– это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Этика(от греч. ethos – нрав, обычай) – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль
Эстетика(от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном
Герменевтика(от греч. hermeneia – разъяснять) – совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов
Логика(греч. logos – слово, рассуждение, понятие, разум) – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
I Предмет философии (разнообразие подходов)
I. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. Предмет философии – это учение о связи человека с миром или месте человека в мире. Не человек и не мир, взятые сами по себе, не выступают предметом философии. Предметное поле философии – это проблема связи человека с миром.
II. Типы философии
по месту возникновения: различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую и другие философские системы (знания),
по авторам (философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Маркса, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина),
в зависимости от исторического времени (философию эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современной эпохи (XX-XXI вв.) и т.д.),
по широте распространения и доступности (доступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь «избранным», «посвященным»),
по тематике ((весьма условно) на классическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемы первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д. и неклассическую рассматривающую другие, очень важные, но рядоположенные с классическими вопросы — роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии и др.)
по исходным установкам (монистическую философию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единое начало (monos — один) — материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую, которая в основу мирового устройства кладет два (dualis — двойственный) начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую (pluralis — множественный), которая рассматривает мир как образование, в основе которого лежит множество факторов)
по подходу к первоосновам мира (т.е. выяснению того, что является первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую.)
по способу познания (диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою; метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их; феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов); герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи «предмнения», «предпонимания». )
III Основные функции философии:
1. Мировоззренческая (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром);
2. Методологическая (заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности) ;
3. Гносеологическая (одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания));
4. Аксиологическая (заключается в выдвижении новых ценностей и идеалов);
5. Интегрирующая (заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей).