Антропологический материализм л. фейербаха.
Людвиг Фейербах(1804—1872 гг.) — философ, осуществившийповорот к материализмув немецкой классической философии.
Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. Интересна эволюция его философских взглядов: сначала он изучал теологию, потом был учеником Гегеля, излагал гегелевскую философию в университете и, в конечном счете, пришел к материалистическим взглядам на природу человека. Он писал: «Моей первой мыслью был бог, второй — разум, третьей и последней — человек».
Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек, к изучению которых он призывал приступить. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией». Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек — это абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.
Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Согласно Фейербаху, мышление не может существовать вне человека и независимо от него, так как оно неразрывно связано с деятельностью человеческого мозга, с материальными процессами; поэтому мышление является вторичным по отношению к материи. Поэтому гегелевская абсолютная идея — это не что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и преобразованный в нечто сверхъестественное.
На основе материализма Фейербах разрабатывал свою теорию познания, решительно выступал против воззрений И. Канта о границах человеческого разума. История познания, напротив, подчеркивал Фейербах, свидетельствует, что они постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открывать глубочайшие тайны природы. Природа, возражает он, отнюдь не прячется, наоборот, она навязывается человеку со всей силой: то, чего мы еще не познали, познают наши потомки.
Согласно Фейербаху, исходный пункт познания — это ощущения, источником которых является материальный мир. На базе ощущений возникает мышление. По содержанию мышление не говорит ничего кроме того, что говорят чувства. Но мышление дает в связи то, что чувства дают отдельно. Роль разума не в том, чтобы вносить порядок и взаимосвязь в мир опыта, а в том, чтобы установить отношения причины и следствия, причины и действия между явлениями потому, что эти отношения фактически, чувственно, предметно существуют. Разум идет от единичного к всеобщему.
Значение философского наследия Л.Фейербаха — в страстной защите материализма, смелой критике идеализма и религии, борьбе против агностицизма, вере в мощь, силу человеческого разума, обращение к человеку как основному предмету философии и к гуманистическим средствам реализации его личности.
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.
Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
* Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
* Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты) . По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
* Есть только небытие (Чанышев).
Есть такая категория - существование, т. е. мышление, восприятие (по Беркли) , возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр) , с волей к власти (Нитше) . В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак).
Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:
А. Субстанция – неизменная реальность.
Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.
Аспекты бытия:
1. Вещи.
2. Свойства.
3. Отношения.
Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.
Существует три концепции материи:
1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит) . Они понимали материю через вещество.
2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т. е. через вторичные качества (вкус, цвет).
3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля.
Основными свойствами материи являются:
· Обьективность.
· Познаваемость.
· Структурность.
· Субстанциональность.