Математизация и информатизация в современном научном познании.

Математизация научного знания- — проникновение математики в научные теории и возрастание её роли по мере их развития. Является феноменом, изучаемым в рамках философии науки и истории математики. Математика входит в опытные науки в качестве метода двумя путями - количественным и неколичественным. Количественный путь математизации опирается на введение в теорию измеримых величин, между которыми ищутся функциональные отношения. Неколичественный путь математизации заключается во введение в теорию символических схем, моделирующих отношения внутри теории либо в построении аппарата аксиоматизации теории.

Программа Галилея

Развитие современной науки и цивилизации во многом основано на принципе математизации познания, который был сформулирован в XVII веке итальянским ученым Галилео Галилеем. Галилей предложил строить модели изучаемых явлений и проектируемых экспериментов на математической основе, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание: «книга науки написана на языке геометрии» (геометрией тогда называли математику). Также Галилей выдвинул амбициозную программу, ставшую в дальнейшем основой науки:

Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является.

Количественная математизация знания основана на понятиях величины и меры величины. Величина - свойство объекта, благодаря которому объекту можно приписать свойство увеличения и уменьшения. Мера величины - функция, сопоставляющая каждому состоянию величины некоторого числа́ (обычно вещественного) путем сравнения с эталоном. Классическими примерами измеримых величин является расстояние и время. При этом равным величинам должны соответствовать равные числа, а большей величине — большее число.

Количественная математизация определяется диалектическим взаимодействием математической теории объекта и процедур измерения величин. Прогресс в первом ведет к прогрессу во втором, и наоборот. Часто первым этапом количественной математизации может стать введение условной или неадекватной шкалы, позволяющей проводить хоть какое-нибудь, грубое или приближенное измерение.

3 Этапа математизации знания ( по Аркчурину):

1.На первом этапе происходит количественная обработка эмпирических знаний. На основе установления способов измерения изучаемых величин формулируются первоначальные количественные зависимости между ними.

2.На втором этапе математизации знания происходит построение моделей отдельных процессов на базе первоначальных зависимостей, открытых на первом этапе. На этом этапе математизация не охватывает всех принципиальных положений теории.

3.На третьем этапе происходит дифференциация знания, то есть первоначальный объект распадается на ряд элементарных объектов и этот объект однозначно определяется в некоторой математической теории. Базовые принципы построенной теории изучаемого объекта однозначно выражаются на языке данной математической теории, а все положения теории могут быть выведены путем формальных преобразований.

Как примеры полностью математизированных теорий Акчурин приводит классическую механику, классическую электродинамику и квантовую механику.

Информатизация - это процесс производства, хранения и распространение информации в обществе.

Исторические формы информатизации: разговорная речь; письменность; книгопечатание; электрическо - электронные репродуктивные устройства (радио, телефон, телевидение и т. д.); ЭВМ (компьютеры).

Массовое пользование компьютером знаменовало собой особого этапа информатизации. В отличии от физических ресурсов,информация как ресурс обладает уникальным свойством - при употреблении она не сокращается, а, напротив, расширяется. Неистощимость информационных ресурсов резко ускоряет технологический цикл «знание – производство - знание», обуславливает лавинообразный рост числа людей, вовлеченных в процесс получения, формализации и обработки знаний (в США 77 % занятых вовлеченны в сферу информационной деятельности и услуг), оказывает воздействие на распрастранненость систем массовой информации и манипулирование общественным мнением. Исходя из этих обстоятельств многие ученые и философы (Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда) провазгласили наступление информационного общества.

Признаки информационного общества:

• свободный доступ для любого человека в любом месте, в любое в время к любой информации;

• производство информации в этом обществе должно осуществлятся в объемах необходимых для обеспечения жизнедеятельности личности и общества во всех его частях и направлениях;

• особое место в производстве информации должна занимать наука;

• ускоренная автоматизация и работизация;

• приоритетное развитие сферы информационной деятельности и услуг.

Бесспорно, определенные приемущества и благо несет в себе информационное общество. Однако нельзя не отметить и его проблемы: компьютерное воровство, возможность иноформационной компьютерной войны, возможность установления информационной диктатуры и террора провайдерных организаций и т. д.

Наши рекомендации