Основные черты, идеи, представители
План
Введение
1. Общая характеристика эпохи Возрождения.
2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
3. Эпоха Возрождения и Реформация
4. Натурфилософия эпохи Возрождения
5. Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.37-39.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 156-157.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 133-145.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 63-68.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 55-59.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5
Задание №1 Политический мыслитель Возрождения Н. Макиавелли отстаивал тезис о том, что во имя государственных интересов правитель может поступать по принципу «цель оправдывает средства».
Определите и обоснуйте Вашу позицию по этому вопросу.
Задание №2 Какая характерная черта философии эпохи Возрождения ярко проявилась в нижеследующих суждениях итальянского философа XVI в. Патриции? «Итак, мы говорим, что не только звезды и сферы (если только сферы эти существуют в небе) и все небо одушевлены не ангелами, которые являются разумными, но душами; но мы, чтобы вслед за перипатетиками не изображать мир уродом, мы вслед за Аристотелем, когда он придерживался более здравого учения, за Платоном, всеми древними философами, греками и халдеями утверждаем, что весь мир обладает душой. Из чего следует, что не только небеса и их части, но также и элементы, сколько их есть, и отдельные их части, не отторженные от тела, одушевлены».
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из произведения Пико дела Мирандола Дж. «Речь о достоинстве человека» (С. 156-157) и ответьте на вопрос: «Какой основной принцип философии и культуры Возрождения нашел отражение в данном тексте?» Обоснуйте Ваш ответ.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 6 Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт
План
Введение
1. Общая характеристика философии Нового времени
2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Три типа ученых. Учение об «идолах познания» как препятствиях на пути к истине.
3. Рационализм и дедуктивный метод Р. Декарта. Обоснование принципа «Cogito ergo sum». Дуализм философии Декарта. Учение о субстанции. Теория врождённых идей.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.40-42.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 105-106.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 146-172.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 69-79.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 59-63.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6
Задание №1 Ф. Бэконсравнивал схоластов и эмпириков с пауком и муравьём соответственно.
Используя это сравнение, дайте характеристику схоластического и эмпирического мышления.
Задание №2 Выберите 3 признака, характеризующие рационализм как основной принцип философии и жизни Нового времени:
1) стремление всё (природные, социальные и культурные процессы) организовать на разумных, контролируемых человеком началах;
2) скептическое отношение к человеческим эмоциям как помехе эффективной разумной деятельности;
3) убеждение, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах;
4) убеждение в необходимости подвергать всё сомнению;
5) представление о том, что истины веры выше истины разума.
Задача №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Р. Декарта «Рассуждение о методе» (С. 105-106) и дайте развернутую характеристику основным правилам дедуктивного метода.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №7 Философия И. Канта
План
Введение
1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.
2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта.
3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.
Заключение
Литература:
1. 1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 42-44.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 111 - 117
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. - С. 185-197.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 80-84.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 63-65.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7
Задание №1 Кант считал, что всякая философия призвана отвечать на 3 вопроса:
1) «Что я могу знать?»
2) «Что я должен делать?»
3) «На что я смею надеяться?»
Позднее он добавит четвёртый вопрос: «Что такое человек?», полагая, что предыдущие три можно свести к четвёртому.
Почему эти вопросы можно свести к последнему? Дайте развёрнутую характеристику.
Задание №2 Попытайтесь доказать справедливость кантовских антиномий (противоречий человеческого разума, возникающих при стремлении последнего познать мир в его сущности, как безусловное целое), апеллируя к научным, философским и прочим аргументам: «1. Мир конечен и бесконечен; 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых вещей и не существует ничего простого; 3. В мире существует свобода и господствует детерминизм; 4. Существует первопричина мира (бог) и не существует первопричины мира».
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы И. Канта «Критика чистого разума» (111-117) и ответьте на вопрос: «Какой позиции на проблему познаваемости истины придерживается автор (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм)?». Обоснуйте Ваш ответ.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №8 Философия Г. Гегеля
План
Введение
1. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия.
2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.
3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.
Заключение
Литература:
1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 192-198.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 203-207.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 86-90.
4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 65-66.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №8
Задание №1 Известно выражение Гегеля, что «крот истории роет медленно, но роет хорошо».
Какие силы исторического процесса выражены образом крота? Осознают ли люди, в каком направлении «роет крот»? Можно ли изменить это направление?
Задание №2 Какое из предложенных суждений о метафизике связаны с именем Гегеля:
1) метафизика - это пустые умозрительные рассуждения, не имеющие отношения к жизни;
2) метафизика - это учение о принципах, началах и формах бытия;
3) метафизика - это раздел философии, исследующий проблему ценностей;
4) метафизика - это синоним философии;
5) метафизики - это противоположный диалектике метод мышления, отрицающий саморазвитие бытия через противоречия?
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Г. Гегеля «Лекции по философии истории» (С. 192-198) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем сущность идеалистического понимания истории? Какая роль отведена в истории всемирно-историческим личностям?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 9 Философия К. Маркса. Проблематика и открытия
План
Введение
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса.
2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса.
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества.
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы.
Заключение
Литература:
1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 198-199.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 224-236.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 124-132.
4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 66 - 68.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 9
Задание №1 К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключается в том, чтобы изменить его».
Следует ли из этого, что философы до Маркса не ставили задачи изменения мира? В чём новизна марксистской постановки вопроса изменения мира?
Задание №2 Материалистическое понимание истории связано с признанием (выберите правильный вариант):
1) решающей роли географических условий (климат, природные ресурсы и т.п.);
2) решающей роли творческого меньшинства;
3) решающей роли духовных факторов (идеология, религия, просвещение и т.п.);
4) решающей роли процессов, совершаемых в сфере материального производства;
5) многофакторности исторического процесса, при которых нет факторов решающих - все в равной степени важны.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии» (С. 198-199) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем сущность материалистического понимания истории? Что является движущей силой исторического развития по Марксу? Чем принципиально материалистическое понимание истории отличается от идеалистического?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №10 Русская философия XIX - начала ХХ века
План
Введение
1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».
2. Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея».
3. Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.48-61.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С.43-272.
3. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 207-211.
4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С.328 – 348.
5. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 133-161.
6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 72-93.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 10
Задание №1 Русский мыслитель Б. Вышеславцевотмечал, что не существует специально русской философии со своими проблемами, а существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения.
Назовите особенности русского осмысления мировых философских проблем.
Задание №2 Выберите правильные суждения. Славянофилы связывали своеобразие России прежде всего с:
1) огромностью территории;
2) многообразием религий и конфессий;
3) общинно-коллективным укладом хозяйственной и социальной жизни;
4) православием как духовной основой русского мировоззрения и исторического пути;
5) сложным переплетением восточных и западных влияний.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывки из первого философического письма П.Я. Чаадаева (С. 207-211) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем состоят особенности России и ее культуры, с точки зрения автора? Согласны ли Вы с Чаадаевым?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 11 Эволюция понятия «материя» в философии и науке
План
Введение
1. Понятие «материя» в сопоставлении с понятиями «бытие», «субстанция», «материал» («вещество», «физическое поле», «физический вакуум»).
2. Учения о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии.
3. Атомистические представления о строении мира и открытия физики второй половины 19 – первой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики.
4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия. Попытки создания единой, фундаментальной теории поля.
Заключение
Литература:
1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 63-64.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 236-241.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 163-183.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 11
Задание № 1 «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).
Обоснуйте, почему – по мысли автора – это определение материи следует считать именно философским, а не естественнонаучным?
Задание №2 Отталкиваясь от вышеприведённого определения, укажите, какие феномены из ниже перечисленных можно считать материальными, а какие – нет: купол звёздного неба; ещё не открытые наукой планеты, на которых, возможно, обитают наши братья по разуму; цветение сирени; соловьиная трель; слухи; сплетни; сны; мечты; религия; политика; война; революционная ситуация; общественное мнение; исповедуемые идеалы; добро; зло; ощущения; суждения (включая и само определение материи); забавы; переживания; эмоции; гнев; зависть; месть; «события», разыгрывающиеся в процессоре компьютера.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» (63-64) и дайте развернутую характеристику движению как основному способу существования материи.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 12 Философская и научная картины мира
(единство и различие)
План
Введение
1. Понятие «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
2. Геоцентрическая космология как обобщение мифологических и натурфилософских идей античности.
3. Механистическая картина мира и рождённые ею представления о пространстве, времени, движении.
4. Современные космологические модели Вселенной с учётом антропного принципа.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 98 - 99.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 25-27.
3. Вяткин Ю.С. Курс лекций по философии. Ч.1. – Барнаул, 2001. – С.73-78.
4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 192-254.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 12
Задание №1 Т. Кун полагал, что парадигма сводится к «признанным всеми научным достижениям, которые в течение определённого времени дают модель постановке проблем и их решений научному сообществу».
Подумайте и ответьте на вопрос: парадигма есть отражение (теоретическое воспроизведение) объективной реальности или некая условность («модель»), посредством которой научному сообществу данной исторической эпохи просто удобно решать задачи, актуальные в переживаемую эпоху?
Задание №2 Современной космологией предложено несколько моделей Вселенной (расширяющейся, сужающейся, пульсирующей и т.п.). Другими словами, объект – один (Вселенная), а его моделей – несколько.
Как бы Вы истолковали сам факт множества моделей одного и того же явления?
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (25-27) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Чем философское познание отличается от научного, с точки зрения автора?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 13 Проблема сознания в философии
План
Введение
1. Понятие сознания в философии. Проблема происхождения сознания.
2. Социальное и индивидуальное сознание.
3. Космоцентрический, теоцентрический и антропоцентрический подходы к сознанию в философии.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 78-85.
2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 184 - 210.
4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 13
Задание №1 Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900), характеризуя феномен человеческого сознания, утверждал: «Мы видим все вещи сквозь человеческую голову... А между тем сохраняет силу вопрос: что осталось бы от мира, если отрезать голову?»
Попробуйте ответить на поставленный вопрос и дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.
Задание №2 Сознание человека, понимаемое как его мыслительная способность к восприятию мира, обладает определенными свойствами. Среди их множества выберите те признаки и свойства сознания, которые являются, на Ваш взгляд, главными (три варианта ответов):
1) сознание тождественно индивидуальному восприятию мира, поэтому его данные не могут быть адекватно переданы другому человеку;
2) сознание так же материально, как и любые предметы или объекты действительности;
3) сознание отдельного человека связано с деятельностью некой космической (например, природной или божественной) энергией;
4) наше сознание имеет идеальную (в смысле не вещности) природу;
5) главная способность сознания - отражение бытия человека в мире;
6) содержание сознания не зависит от познавательной активности самого человека и определяется окружающей социальной средой;
7) сознание всегда объективно и, поэтому, лишено каких-либо проявлений внутренней духовной жизни человека;
8) сознание человека обладает способностью воспринимать мир как бы со стороны, глазами другого человека.
Задание №3 Прочитайте статью М.К. Мамардашвили «Сознание как философская проблема» (Вопросы философии. - 1990. - № 10) и дайте подробный ответ на вопрос: «Каковы характеристики сознания, с точки зрения автора?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 14 Сознание и бессознательное
План
Введение
1. Понятие бессознательного в философии. Сознание и бессознательное.
2. Бессознательное и духовный мир человека.
3. Учение о бессознательном в марксизме и психоанализе.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 86-90.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 83-86.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 337-344.
4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 365 -377.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 14
Задание № 1 Швейцарский писатель А. Амиель (1821-1881) как-то заметил: «Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно».
Проанализируйте приведенное высказывание и дайте ему письменно развернутую характеристику.
Задание № 2 Австрийскому ученому и философу З. Фрейду принадлежит заслуга в создании одной из первых теорий бессознательного (обусловленности сознания человека внешними и объективными по отношению к нему факторами). Какие основные положения теории Фрейда о бессознательном Вам известны? Выберите четыре варианта из предложенных ответов:
1) бессознательное свойственно примитивным душевным образованиям и находится вне осознанных представлений человека о действительности;
2) стихийное разделение труда в материальном общении индивидов является главным источником бессознательного;
3) бессознательное коренится в самой природе человека, в его неосознанных сексуальных и агрессивных импульсах;
4) источник бессознательного - психологические потребности индивида, вызываемые неосознанными переживаниями;
5) воздействие на бессознательное возможно через перестройку общества и общественных отношений, господствующих в нем, но оно невозможно через психологическое воздействие на индивида;
6) бессознательное — это «кипящий котел страстей» человека;
7) бессознательное является формой разумной деятельности человека;
8) бессознательное человека противостоит культурно-ценностному потенциалу общества.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы З. Фрейда «Я и Оно» (С. 83-86) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как связаны между собой бессознательное, предсознательное и сознательное?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 15 Проблема человека в философии
План
Введение
1. Общее понятие о человеке. Многоплановость человеческой реальности.
2. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм в трактовке человека.
3. Проблема антропосоциогенеза.
4. Биологическое и социальное в человеке.
5. Индивид, индивидуальность, личность.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие. - Барнаул, 2010. - С. 157-166.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 140-143.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. С. 406 – 423.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 31–45, 282–304.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 162–175.
6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 15
Задание № 1 Омар Хайям написал следующие строки:
«Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир,- многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!»
В чем, по Вашему мнению, проявляется величие и в чем – ничтожество человека? Дайте развернутое обоснование Вашему ответу.
Задание № 2 Определите, какое высказывание относится к антропоцентрической, какое – к теоцентрической, какое – к космоцентрической трактовке человека. Обоснуйте ваш ответ:
1) Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг – божественная природа (Николай Кузанский).
2) Мыслящий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление (В.И. Вернадский).
3) Все видимое – не для человека, но ради блага целого все возникает и погибает в процессе перехода одного в другое... Если тебе что-либо кажется злом, то еще неизвестно зло ли это; ибо тебе неизвестно, что полезно тебе, или другому, или космосу (Цельс).
4) Мы – цель и высшая вершина всей Вселенной,
Мы – наилучшая краса юдоли бренной;
Коль мирозданья круг есть некое кольцо,
В нем, без сомнения, мы – камень драгоценный (Омар Хайям).
5) Я, как господь, велик. Бог мал, что червь земной.
Итак: я – не под ним. И он – не надо мной (Ангелус Силезиус)
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы М. Шелера «Положение человека в космосе» (140-143) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем автор видит сущностное различие между человеком и животным? Каковы основные признаки духовного существа?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 16 Проблема антропосоциогенеза
(проблема происхождения и становления человека)
План
Введение
1. Концепция естественного происхождения человека:
а) сущность теории;
б) основная загадка антропосоциогенеза;
в) современное естественнонаучное подтверждение эволюционной теории человека.
2. Трудовая теория антропогенеза. Её сильные и слабые стороны.
3. Теистическая концепция происхождения и развития человека и её роль в развитии современной культуры.
Заключение
Литература:
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 406-410.
2. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 143-147.
4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – С. 486-499.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 16
Задание №1 Оцените и поясните следующие высказывания о человеке (найдите подтверждения правомерности приведённых точек зрения):
1) Аристотель: человек – это существо политическое.
2) Б. Франклин: человек – животное, способное изготовлять орудия труда.
3) К. Маркс: человек – это ансамбль всех общественных отношений.
4) П.Тейяр де Шарден: человек есть ось и вершина эволюции.
5) В.С. Соловьёв: человек может быть определён как животное стыдящееся.
Задание №2 Сформулируйте и объясните основные трудности («загадку антропосоциогенеза») в объяснении процесса возникновения и развития человека.
Задание №3 Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что больше определяет поведение человека – природные или социальные предпосылки?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 17 Проблема смысла жизни в философии
План
Введение
1. Смысл жизни как фундаментальная характеристика субъективного существования.
2. Основные концептуальные подходы к проблеме смысла жизни.
3. Условия обретения смысла жизни.
4. Философские трактовки феномена смерти.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010. - С. 168 – 171.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 183-188.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 351 – 364.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 157 – 161.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 17
Задание № 1 Поэт А.Блок утверждал: « Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна.
Прав ли А.Блок? С какими его мыслями вы согласны, а с какими – нет? Дайте развернутое изложение Вашей позиции.
Задание № 2 Определите, какие из данных высказываний можно отнести к романтической концепции смерти. Обоснуйте правильность вашего выбора:
1) Жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Жить – значит умирать (Ф.Энгельс).
2) Лучше жить в невзгодах,
Чем в самой яркой славе умереть (Еврипид).
3) В сущности ведь все равно, за что умереть. Только бы умереть за что-нибудь дорогое, и такая кончина, исполненная тепла и веры, лучше, чем холодная жизнь без веры (Г. Гейне).
4) Все рожденное обречено гибели (Саллюстий).
5) Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф (Д.Бруно).
6) Жить учимся мы во дворце убогом,
Но умирать – на лоне бытия,
Где спесь и лесть остались за порогом,
И человек – один и борется лишь с богом (Дж. Г. Байрон).
7) Жизни первый час жизнь на час убавил (Сенека).
8) Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание (Овидий).
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» (С. 183-188) и дайте подробные ответы на следующие вопросы: «Почему автор считает проблему самоубийства главной проблемой философии? Каковы основные исходы (следствия) абсурда? Какова цель бунта? Что означает образ Сизифа?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 18 Жизнь и смерть в духовном опыте человека
План
Введение
1. Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.
2. Основные философские и религиозные интерпретации смысла жизни, смерти и бессмертия.
3. Современные дискуссии по проблемам эвтаназии, клонирования.
Заключение
Литература:
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. – 528с.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 5-9.
3. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Издательство: «Омега-Л», 2009. – С. 236 – 263.
4. Моуди Р. Человек после смерти. – Л., 1991.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 18
Задание № 1 Л.Н. Толстой считал, что человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто дороже собственной жизни.
Можно ли согласиться с данной оценкой Льва Николаевича?
Что может для человека быть дороже его собственной жизни?
Задание № 2 Подумайте и выделите из перечисленных ниже суждений те, которые свойственны атеистическому подходу к оценке человека, его жизни и смерти:
1) «смерть предстоит всему: она – закон, а не кара»;
2) «умирающий человек – заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром»;
3) смерть человека разрушает не тело, а бренность его и поэтому она – не конец, а начало жизни вечной;
4) человек не принадлежит себе в этом мире;
5) истинная жизнь заключается в бескорыстном служении людям;
6) «перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны друг другу, как и любому живому существу»;
7) «один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни»;
8) «жить – значит делать художественное произведение из самого себя»;
9) обрести бессмертие можно только в плодах материального, социального и духовного творчества, которые приумножат богатство всего человечества;
10) лучший путь обретения бессмертия – избавление при жизни от источников страдания, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение истинного просветления.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии«В мире философских знаний»произведениеЭпикура «Эпикур приветствует Менекея» (С. 5-9) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как правильно, по мнению автора, следует относиться к смерти?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 19 Проблема свободы в философии
План
Введение
1. Сущность свободы.
2. Проблема свободы воли.
3. Детерминизм и индетерминизм.
4. Свобода и необходимость.
5. Свобода и ответственность.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010.- С.166–168.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 152-155.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 349–353.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С 378 – 384.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 19
Задание № 1 Вставьте пропущенное слово. Дайте развернутое объяснение своему варианту: Свобода означает ……. Вот почему многие ее боятся.
ИЛИ:
Можно ли считать свободным человека, добровольно находящегося в запертой извне комнате? Дайте развернутое обоснование своему ответу.
Задание №2 Определите, какие из данных высказываний принадлежат детерминисту, обоснуйте правильность вашего выбора:
1) Свобода – сон. В своем движенье годы
Тесней сдвигают грани несвободы (И.Г. Гете).
2) Люди считают себя свободными, так как свои желания и свое стремление они сознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне не грезят, ибо не знают их (Б.Спиноза).
3) Я всегда могу выбирать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я, тем самым, все-таки выбираю (Ж.-П. Сартр).
4) Люди думают, что наши дела и поступки – плод свободного выбора, из запаса новых идей мы выхватываем такую, которую хотим отстаивать словом и делом. … Нет, не мы хватаем идею, идея хватает и порабощает нас и бичами гонит на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за нее (Г. Гейне).
5) Только разумному существу дана возможность добровольно следовать событиям – простое же следование необходимо для всех (М. Аврелий).
6) Свобода пр