Вторичная профилактика дисграфий

Она заключается в следующем:

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пе­ри- и постнатальных вредностей; б) с поздним и аномаль­ным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного кон­тингента детей в оптимальном варианте должно быть про­ведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая ра­бота.

2.Исправление фонетико-фонематических нарушений.

3. Формирование функционального базиса письма по опи­санной выше методике.

4.Дети из группы риска нуждаются в индивидуализа­ции темпов и методов обучения письму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая материалы настоящей книги, мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть некоторые ее ключевые моменты.

Многолетние собственные исследования и наблюдения ряда других авторов позволяют утверждать, что дислексия и диеграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей! оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма и психоорганической симптоматики, явлений незрелости ряда психических функций, таких, как сукцессивные операции, изобразительные навыки, вербализация пространственных представлений, языковой незрелости и фонологических нарушений. С нозологической точки зрения, дислексия и дисграфия являются разновидность» парциальных задержек психического развития, имеющих общее свойство — способность вызывать стойкие трудности при овладении письмом и чтением. Дифференцированный подход к диагностике задержек психического развития и выделение среди них! специфических нарушений письма и чтения являются оправданными как с теоретической, так и с практической точек зрения.! Качественные особенности интеллектуальной и речевой деятельности, незрелость ряда предпосылок интеллекта, типичные для таких состояний, отличают их как от возрастной нормы, так и от других вариантов задержки психического развития.

В ходе исследования выяснилось, что в большинстве случаев этиология таких состояний поликаузальна. Эта особенность, на наш взгляд, носит закономерный характер. Патогенетической основой дислексии и дисграфий является сочетание биологических нарушений и функциональной недостаточности церебральных систем с трудными для данного ребенка условиями жизни и обучения. Последнее обстоятельство при адекватном к нему отношении позволяет надеяться, что возникновение указанных расстройств отнюдь не является фатальным даже при наличии биологических и функциональных к тому предпосылок.

Психологический анализ умственной деятельности позволяет объяснить причины возникновения столь избирательных и стой­ких затруднений. Перцептивные и сенсомоторные процессы ха­рактеризуются у описываемых детей определенной незрелостью, которая проявляется не столько в конечном результате, сколько в способе выполнения заданий. Обнаруживается слабость ориен­тировочной фазы действия и контроля за выполнением, который направлен у них в основном на окончательный результат, а не на процесс действия. Дети ориентируются в пространственных свой­ствах предметов, звуковой и языковой стороне речи недостаточно осознанно. Незрелость зрительных и слуховых представлений, их неустойчивость сочетаются с низкой способностью к вербализа­ции соответствующих понятий. Это обычно затрудняет выработ­ку фонематических представлений. У многих детей с дислексией и дисграфией имеется слабость межанализаторной интеграции и межсенсорного переноса, незрелость высших форм произвольной зрительно-моторной координации. При усвоении звуко-буквенной символики это создает определенные трудности. Дефицит сукцессивных способностей резко затрудняет овладение фонематическим анализом, письмом и чтением.

У каждого из детей с дислексией и дисграфией перечисленные нарушения образуют определенные типичные сочетания, которые не встречаются у здоровых сверстников и детей с другими вари­антами задержек психического развития. Неполноценность одно­временно нескольких звеньев, составляющих функциональный ба­зис чтения и письма, приводит к избирательным тяжелым и довольно стойким их нарушениям. Если у ребенка страдает лишь незначительная часть этих предпосылок, то дислексии и дисграфий не возникает, но латентная предрасположенность к ним имеется. Она может актуализироваться при возникновении обстоятельств, способных дезадаптировать ребенка: астении, педагогической за­пущенности, билингвизме, хронической конфликтной ситуации в семье и др.

С нейропсихологической точки зрения вышеизложенное озна­чает, что полифакторная* модель является наиболее адекватной для понимания происхождения расстройств письменной речи. Да­же при недоразвитии устной речи (если оно не слишком тяжелое) специфические нарушения письма и чтения возникают только то­гда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других нере­чевых функций, составляющих функциональный базис этих на­выков.

* Термин «фактор» здесь используется в понимании А. Р. Лурия (1969), т. е. как обозначение нарушенной функциональной системы мозга, даю­щей качественно специфичный вклад в синдром.

Знание этих закономерностей открывает широкие возможно­сти создания диагностических и скрининговых методик. Некото­рые из них приведены в этой книге. Однако нужды практик* убеждают, что их ассортимент должен быть много шире.

Дислексия и дисграфия являются серьезной социальной про блемой. От'уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал. В ряде страв (США, Англия, Франция, Чехия и др.) разработаны и реализуют-1 ся национальные программы борьбы с подобными расстройства-) ми.

У нас в стране в этой сфере остается еще много нерешенных | вопросов.

1. Практически отсутствует система отбора групп риска по дислексии. Отбор детей, угрожаемых по дисграфии, ведется только силами логопедов и охватывает преимущественно тех, кто посе­щает детские сады. Существующие скрининговые методики не­многочисленны и используются в весьма ограниченных масшта­бах. Врачи в отборе этого контингента не участвуют.

2. Вторичная профилактика организована слабо и распро­страняется преимущественно на детей с нарушениями устной речи, т. е. охватывает менее половины нуждающихся.

3.Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно — только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в
ограниченном объеме — клинические методы реабилитации.

4.Не разработаны организационные формы коррекции дис­лексии. Сравнительно небольшая их часть попадает в группы де­тей, страдающих дисграфией, которые комплектуются на школь­ных логопунктах. Специальных групп или классов для детей с дислексией не выделяется. Потребность же в этом велика, так
как методика коррекционной работы при нарушениях чтения та­кого рода существенно отличается от той, что проводится в груп­пах детей с дисграфией.

Мы надеемся, что настоящая книга не только привлечет вни­мание специалистов к проблеме, но и позволит более эффективно оказывать помощь детям с дислексией и дисграфией.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации