Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления

Как показали наши исследования, высокий уровень раз­вития наглядно-образного и конструктивного мышления зна­чительно повышает успешность коррекционной работы при дислексии. Данный раздел включает следующие основные направления работы.

Отработка ориентировочной фазы при выполнении пер­цептивных и конструктивных заданий. Ребенка учат планомерному последовательному анализу изображений и кон­струкций. Основные значимые элементы изображения или фигуры выделяются сначала на предметном уровне, с помо­щью шаблона, а затем эти действия переводятся в мыслен­ный план. Так, например, осваивается дифференциация эта­лонной фигуры и фона: сначала путем наложения шаблона, а затем на образном уровне. Для этой же цели годятся куби­ки Кооса.

Совершенствование оперирования сенсорными эталона­ми и овладение соответствующими словесными понятия­ми: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий — узкий, длинный — короткий и т. п.), обозна­чением пространственного взаиморасположения (над — под, перед — позади, право — лево и др.).

Для этого удобно использовать игру «Угадай, что заду­мано?». Один из детей описывает задуманный предмет, а остальные должны догадаться, что это за предмет.

Аналогична по направленности игра «Догадайся, что нарисовал художник». Например, учитель описывает де­тям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него — квадрат поменьше, кото­рый поделил двумя линиями крест-накрест на четыре час­ти. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?» Кроме того, полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм (рис. 22).

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления - student2.ru

Развитие навыков мысленного перемещения и транс­формации зрительных образов. Для этого могут быть ис­пользованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, модификации матриц Равена, некоторые из заданий, приведенных Г. Айзенком (1972) (рис. 23).

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений. Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лаби­ринте [Венгер Л. А., Холмовская В. В., 1978]. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии ус­воение схем фонематического, морфологического и грам­матического анализа.

Формирование изобразительно-графических способностей

Коррекционная работа ведется в двух направлениях: раз­витие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометри­ческих фигур. На последующих этапах могут быть реко­мендованы следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных рисунков (рис. 24);

б) игра «Кто наблюдательнее?» — рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления - student2.ru

Рис. 24. Образцы фигур для дорисовывания.

в) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (в отличие от а) даются законченные изображения, но с недос­тающими деталями);

г) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;

д) письмо букв и слов по шаблонам. Из целлулоида или плексигласа изготавливается шаблон для рукописного шриф­та, и по нему ребенок вырабатывает автоматизированные кинемы, т. е. навыковые движения для изображения букв.

Наши рекомендации